Инструкция, как определить причину шума в коробке ваз 2109 и решить проблему

Инструкция, как определить причину шума в коробке ваз 2109 и решить проблему

Ваз 2109: неисправности коробки передач — их причины и устранение

Коробка передач (в сокращении КПП) является вторым по важности после мотора агрегатом автомобиля, когда появляются на ваз 2109 проблемы с коробкой, разбираться с ними следует незамедлительно, так как в дальнейшем проблема приведет к очень неприятным последствиям. Поэтому, услышав на ваз 2109 шум в коробке следует немедленно разобраться в его причине, так же надо поступать и с другими возникшими проблемами а, разобравшись – принять меры к устранению и тоже не затягивая.

Неисправности КПП и причины

Чтобы определит причины неисправностей и знать, что с ними делать поможет наша инструкция.
О чем говорит нам «вылетающая» (самопроизвольно выключающаяся) передача:

  • Если начинает «вылетать» передача в коробке, это значит, что износился блок шестерен именно этой передачи
  • А так же изношены замки на муфте и шестеренке, это требует их замены
  • Возникает такая неприятность в случае нарушения правил эксплуатации машины, прописанных в руководстве заводом изготовителем
  • Из-за неправильно выбранного скоростного режима при переключении передач (рекомендуется 3000-3500об.)
  • Слишком быстрое переключение, не выждав паузы (2сек.), и еще же при неисправном либо неправильно (плохо) отрегулированном сцеплении
  • Все эти перечисленные факторы создают повышенную нагрузку на синхронизаторы передач, ас синхронизатора нагрузка идет на блок шестерёнок и приводит к выходу из строя
  • Еще стоит добавить, некоторые хозяева (при ремонте своими руками) либо неквалифицированные ремонтники, исходя из различных соображений, не выполняют замену муфты включения передачи либо рассчитывают, что проблема решится заменой лишь одного синхронизатора проблемной передачи
  • Скажу сразу, такая непростительная оплошность потребует в скором времени повторного ремонта КПП, для устранения этой проблемы целиком
  • Стоит сразу же обратить внимание, что предшествует данной проблеме такой явный признак, как «хруст», слышимый при переключении этой передачи
  • Своевременная замена синхронизатора поможет вам избежать впоследствии более дорогостоящего и продолжительного ремонта
  • Однако в запущенном состоянии рассчитывать на минимальный ремонт уже не приходится, тем более, если передача уже стала выскакивать сама, либо не фиксируется вообще, вот вам цена халатного отношения

В ваз 2109 шум коробки на нейтральной передаче говорит о такой проблеме:

  • Каждая КПП – имеет допустимый предел шумности, который не является причиной неисправности, так как бесшумно ни одна КПП не работает
  • Существует ГОСТ шумности стандартных кпп, он регламентирует внешний шум – допускается в значении 96 Децибел (Гост Р52231 от 2004года), а внутренний шум в значении 78Децибел ( Гост Р51616 от 2000года)
  • Когда коробка передач ваз 2109 шумит — шум может происходить от ряда (появляется он в процессе работы шестеренок), а так же от подшипников
  • Кроме этого на уровень исходящего шума влияет неправильно подобранное, либо отслужившее свой срок масло в коробке, а так же недостаточный его уровень
  • Шум может возникать при работе двигателя, если его обороты нестабильные, либо был установлен спортивный распредвал, и коробка входит в резонанс с ним
  • Нажимая на педаль сцепления, выключаем коробку и шум исчезает
  • А отпустив педаль, мы снова слышим работу кпп, оценить, насколько критичен уровень шума, тот или иной звук и есть ли необходимость произвести механическое вмешательство, здесь вам может помочь только грамотный специалист, проведя диагностику на месте
  • Дело в том, что через Интернет давать советы либо какие то рекомендации относительно шумов весьма проблематично
  • Ведь существует огромное количество посторонних шумов, которые вообще никак не относятся к коробке, однако их довольно часто описывают автолюбители, и думают, что принадлежат шумы именно коробке (шумы выжимного либо ступичного подшипника и другие)
  • Отсюда вытекает, что без диагностики по месту, для точного выяснения причин шумов никак не обойтись

Если какая либо передача переключается с хрустом, это означает, что:

  • Пришел 3-й этап в жизни передачи, это когда вам стоит для себя четко решить, убивать коробку далее либо вовремя сменить синхронизатор
  • Все передачи проходят эти четыре этапа:
  • Этап первый – это новый синхронизатор, включение плотное и жесткое
  • Этап второй — со временем сам синхронизатор, да и блок шестеренок, постепенно разрабатывается, и происходит мягкое, практически без усилий, включение передачи
  • Однако при интенсивной эксплуатации, второй этап частенько получается очень коротким либо отсутствует совсем (это грубое включении передач, пропуски пауз при переключении, и полное несоблюдение при переключении скоростного режима)
  • Третий этап — это появление первых признаков того, что износился синхронизатор, либо в процессе работы или же из-за нарушения правил использования КПП. Тогда передачи включаются со щелчком (либо стуком) или «хрустом».
    Если вы в самом начале этого периода не замените синхронизатор, тогда вам потребуется замена целого блока шестерен
  • Этап четвертый, передача уже «вылетает», либо фиксируется на очень непродолжительное время либо совсем перестает фиксироваться
  • Тогда вам уже потребуется ремонт коробки с заменой блока шестерен в сборе (и шестерню, и муфту и синхронизатор)
  • Кроме этого, передачи могут переключаться со щелчком, или «хрустом» при непрогретой коробке, и при несоответствующей техническим условиям вязкости масла
  • Шумы в коробке при движении автомобиля на передачах, означают проблемы с подшипником, находящимся на вторичном валу, кроме этого возможно, у вас слишком снизился уровень масла. Только ремонт выполненный своевременно поможет вам избежать дополнительных затрат в дальнейшем
  • Стуки на строго определенных передачах и под нагрузкой и без неё означают скол либо поломку зуба шестеренки ряда либо главной пары
  • Стуки в начале движения, либо в процессе переключении передачи с одной на другую означают, что сателлиты либо ось сателлитов имеет повышенный износ (или даже выработку) и требуется срочный ремонт иначе не избежать дополнительных затрат финансов

Внимание: возможна даже поломка оси, или самих сателлитов, а это приводит (в 90%случаев) к дефектам корпуса (трещины и сколы) что обязательно закончится его заменой

  • Если лопнула коробка на ваз 2109, вам решать приобретать новую, или все же заменить корпус, по стоимости и то и другое почти равноценны

Когда происходит жесткое, либо не четкое включение передачи это означает:

  • Что, может к огорчению, а может к радости, сообщает о том, что ваш синхронизатор в превосходном состоянии
  • Так как за жесткость включения каждой передачи отвечает её синхронизатор и в самой наименьшей степени, еще блок шестеренок
  • Частенько, на новых коробках, а так же сразу после выполнения ремонта с заменой этих самых синхронизаторов и с ними блока шестеренок может наблюдаться затрудненное (довольно жесткое) включение
  • Запомните — это дефектом не является, здесь требуется бережная обкатка, значит, передачи с усилием не включать, обязательно выжидать паузу при переключении, в случае, если передача все же не включается, применяем двойной выжим педали сцепления
  • Нечеткое включение передачи связано с неполадками механизма выбора передач, а так же, бывает вызвано проблемой с регулировкой кулисы, либо её опоры (что часто встречается у ВАЗ из 010 семейства)
  • Чтобы это точно определить, вам необходим осмотр агрегата на месте, иными словами диагностика кулисы и коробки
  • Для 010 семейства, особенно автомобилей Приора, обычно требуется очень точная, и профессиональная регулировка (такая встречается далеко не во всех автосервисах по обслуживанию этих машин), потому что это семейство чувствительно относиться к такой процедуре. Чем бывают вызваны часто возникающие проблемы с переключением передач

Люфт коробки

Люфт коробки передач ваз 2109 – когда болтается рычаг, это происходит от того:

  • Сразу следует проверить состояние шарнира кпп (карданчика), он имеет конусный болт крепления, который довольно часто раскручивается, в результате сервисных ошибок
  • Потому, что в сервисах, что бы отрегулировать кулису, специально откручивают этот болт, затем могут плохо затянуть или вообще забыть про него (с завода, болт мертво «посажен» на клей)
  • Возник люфт в самой кулисе — когда кулиса изнашивается, возникает люфт месте соединения кулисной тяги и ручки, в таком случае, вам потребуется выполнить замену кулисы
  • Кроме этого вам стоит обратить свое внимание, что люфт может быть вызван поломкой возвратной пружины, находящейся в механизме выбора передач
  • В таком случае, вам потребуется произвести ремонт коробки с заменой механизма
  • К сведению средняя продолжительность службы механизма переключения 100тысяч километров пробега, либо три года эксплуатации при езде по городу
  • Последний случай встречается очень редко, однако он тоже имеет место быть
  • Иногда конусный болт, имеющий гораздо меньшие размеры (чем болтик карданчика), и находящийся внутри коробки, под механизмом переключения передач (болтик крепит вилку самого механизма переключения), раскручен
  • Этот болтик так же садится на клей заводом, никем не откручивается, и потому служит долго, однако он тоже может раскрутиться в крайне редком случае и вызвать люфт

  • Звон кулисы очень распространенная «болезнь» всех отечественных авто, он встречается и на новых машинах, так сказать «с нуля», и на всех остальных, как правило, возникает после вмешательства (ремонта, регулировки) в ходовую часть
  • Иногда бывает, что после такого вмешательства «лязги» и «звоны» вдруг пропадают, но это случается гораздо реже такого рода неисправность принято считать заводским дефектом, о нем давно известно представителям АвтоВАЗа и они вроде бы даже предпринимают какие-то попытки его устранения, пока без особого успеха
  • Вызывается неполадка вибрацией агрегатов в сборе (мотор в сборе с коробкой), которая начинает передаваться в салон через кулису
  • Тут либо дефект вызван проблемами с выбором точек опоры, либо возможно, связан с самим кузовом
  • И раньше и сейчас предпринимались попытки устранить либо уменьшить данную проблему, путем постановки специального уплотнительного кольца в области кулисы, с целью гашения колебаний (или вибрации)
  • Работает это, только для ВАЗов 2108 – 2115, а так же их модификаций
  • Однако сразу стоит отметить, что такая процедура не дает гарантии полного устранения проблемы
  • Зато из-за своего непродолжительного времени выполнения и приемлемой стоимости, используется довольно часто
  • Однако для 010 семейства, эта процедура совершенно не подходит, а как помочь, никто пока не придумал
  • Есть существуют опасения того, что при гашении вибрации в кулисе, тут же повышается нагрузка на её сальник, а вследствие этого, может возникнуть течь, и без этого не редкое явление для кулисного сальника
Читать еще:  Как завести двигатель в мороз

Если происходит снижение уровня смазки в КПП, это означает, что ваз 2109 течет коробка передач.
Причин утечки масла может быть несколько:

  • Возможно, крышка картера не плотно закреплена, проверьте состояние сальников валов, возможно, они пришли в негодность
  • Возможно, срочно нуждается в замене сальник коробки, проверьте плотность закручивания сливной пробки, так же осмотрите корпус агрегата на предмет трещин
  • Основной причиной перегрева является, недостаточный уровень, либо полное отсутствие масла в КПП

Почему в этой инструкции нет фото – причина в том, что понадобится слишком много рисунков и фотографий, а если еще и поэтапно, тогда можно вообще создавать сразу целую книгу. Проще вам выявить свою неисправность, а затем просмотреть видео по устранению этой конкретной проблемы.

Шум коробки передач автомобиля ВАЗ 2109 Лада Самара: причины и решение

Почему КПП шумит?

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:

  • неправильная эксплуатация коробки, в частности использование контрафактной трансмиссионной жидкости, купленной на «черном» рынке и эксплуатация транспортного средства с нерабочим сцеплением;
  • плохое качество комплектующих деталей коробки передач;
  • предельный срок эксплуатации МКПП;
  • неквалифицированное проведение технических работ по диагностике и ремонту КПП.

Новая механическая коробка переключения скоростей от Ваз 2109

Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:

  • внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
  • коробка сама выключает передачу авто во время движения;
  • из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.

Также следует отметить, что коробка «Ваз 2109» может шуметь в различных условиях: на нейтральной скорости, во время включения передач либо же просто во время езды на определенной скорости. И каждый из этих шумов может говорить о разных неисправностях коробки.

Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.

Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.

Тюнингованный ВАЗ 2109

Зачастую гул агрегата проявляется:

  • когда выжимаешь сцепление;
  • при включении третьей и четвертой скоростей;
  • на нейтральной скорости;
  • при езде авто на повышенных оборотах.

С такими проблемами сталкиваются большинство отечественных автовладельцев «ВАЗ 2109». Но если при нажатии сцепления посторонние звуки пропадают, то это может свидетельствовать о нескольких поломках. В частности, из строя может выйти пятая скорость либо передача заднего хода. Кроме того, может быть неисправен подшипник первичного вала или выжимной подшипник.

Как показывает практика, в случае с подшипниками проблема не является критической. Если в вашем авто шум появился, а потом пропал после нескольких сотен или тысяч километров пробега, то, скорее всего, остатки подшипников просто перемололо системой агрегата.

Если ваша «ВАЗ 2109» начала шуметь, то это вовсе не означает, что вышли из строя подшипники или задняя передача. Эти проблемы являются наиболее распространенными, но конкретно определить, что вышло из строя, сможет только качественная диагностика.

Так выглядит КПП ВАЗ 2109 в разобранном виде

Сразу же хочу сказать, что в этом нет ничего страшного. У меня самого была карбюраторная «девятка» 1995 года с такой проблемой. Я советовался по этому поводу со многими специалистами и водителями и все как один говорили, что это — болезнь ВАЗ 2109, встречающаяся на многих машинах, но на функциональность КПП она никак не влияет.

Но если вы хотите решить проблему, то ниже приведены причины, по которым в агрегате появляется посторонний гул:

  1. В коробке передач вышел из строя подшипник ведущего вала. Сразу же скажем — эта проблема является одной из наиболее распространенных, поэтому мы настоятельно рекомендуем в первую очередь обратить внимание именно на это. По всей вероятности, подшипник просто размолотило в системе, отчего на пятой скорости и проявляется гул. При замене элемента агрегат вновь будет работать в нормальном режиме.
  2. Еще одна распространенная причина — нехватка трансмиссионной жидкости или ее отработавший ресурс эксплуатации. Когда в агрегате заканчивается масло, смазка всех компонентов системы не может осуществляться должным образом. Поэтому обратите внимание в первую очередь на состояние уровня. Возможно, масло вытекает из системы по причине вышедшего из строя сальника. Таким образом, заменив сальник и добавив жидкость проблему можно будет решить. Если с уровнем все нормально — оцените состояние смазки — если в ней есть металлическая стружка или другие продукты износа, то мы рекомендуем заменить расходный материал.
  3. Устройство блокировки отработало свой срок службы, необходима его замена. При такой проблеме гул будет периодически пропадать и появляться он может на всех скоростях.
  4. Пришли в негодность муфты синхронизаторов. Это также возможно, но такая проблема встречается довольно редко и в таких случаях звук будет появляться не только на пятой скорости.
  5. Неполное выключение сцепления. В данном случае потребуется его замена или регулировка.
  6. Если помимо шума скорости в принципе включаются плохо, то это может свидетельствовать о поломке конкретно пятой передачи. Вам потребуется ремонт, включающий в себя демонтаж и разбор агрегата.

Устраняем шум

Рассмотрим признаки и соответствующие им поломки КПП в «Ваз 2109»

Коробка шумит при движении на «нейтралке»
  • вышел из строя подшипник ведущего вала;
  • в КПП заканчивается масло.
Из КПП доносится шум и периодически пропадает при включении скоростей
  • вышел из строя механизм блокировки;
  • износились муфты синхронизаторов;
  • неполное выключение сцепления.

Ведущий вал коробки скоростей 2109

Если вы решили самостоятельно осуществить ремонт подшипника ведущего вала, то для этого вам понадобится молоток, тиски, съемник подшипника. Приступим к ремонту:

  • для начала необходимо демонтировать и разобрать вашу КПП;
  • затем берем ведущий вал и зажимаем его в тиски. Внимание! Тиски должны быть с накладками из мягкого металла;
  • задний подшипник нужно спрессовать при помощи специального съемника;
  • затем переверните вал и таким же образом спрессуйте внутреннее кольцо первичного подшипника;
  • теперь нужно насадить задний подшипник до упора на вал. Это делается при помощи металлической оправки и молотка;
  • такую же операцию необходимо сделать с внутренним кольцом переднего подшипника.

Доливаем масло

Если вы решили исправить проблему шума, долив трансмиссионную жидкость в коробку, то приготовьте заранее новое масло для МКПП и немного ветоши:

  • находим щуп контроля уровня жидкости в коробке — он находится в подкапотном пространстве с левой стороны, рядом с аккумулятором;
  • вынимаем щуп и протираем его тряпкой;
  • затем вставляем щуп обратно до упора и вытаскиваем его. Уровень трансмиссионной жидкости должен находиться где-то посредине между отметками «Min» и «Max»;
  • если вы видите, что масла меньше, чем необходимо, то возьмите новое и залейте через отверстие для проверки уровня до отметки «Max».

Блокирующие кольца синхронизатора МКПП 2109

Для осуществления замены колец механизма блокировки выполняем следующие действия:

  • снимаем и разбираем коробку передач;
  • находим блокирующее устройство;
  • видим на нем блокирующие синхронизаторов: вам необходимо визуально оценить их состояние. Если на кольцах видны осколки либо сами по себе они отработали свой срок службы, то необходимо их заменить;
  • собираем обратно коробку и ставим на место.
Читать еще:  Почему кипит тосол и чем опасна заливка поддельной жидкости

Если гул в МКПП появился в результате износа колец, то при их замене посторонние звуки пропадут.

Здесь заранее нужно запастись муфтой и терпением:

  • разобрав коробку передач, вам нужно демонтировать синхронизатор вторичного вала;
  • чтобы добраться до муфты, синхронизатор нужно полностью разобрать. Будь осторожны — детали очень маленькие и легко теряются. Муфта представляет собой маленькое кольцо на внутреннем диаметре синхронизатора;
  • разобрав синхронизатор, проверьте все его компоненты на предмет механических повреждений. Если пружины слишком вытянуты, то их также лучше заменить на новые, но заранее нужно купить полный ремонтный комплект;
  • перед установкой муфты на место следует смазать ее, а также все другие компоненты синхронизатора моторным маслом;

Регулировка педали сцепления в автомобиле Ваз 2109

Неполное выключение сцепления «лечится» его регулировкой:

  • педаль сцепления необходимо топить в пол до упора и рядом подставить метр или линейку, один конец которой также следует упереть в пол. Затем нужно зафиксировать значение по центру педали;
  • теперь отпускаем педаль и в крайнем верхнем положении отмечаем количество сантиметров до нее от пола;
  • затем медленно жмем рукой на педаль и отмечаем то место, где сцепление начинает оказывать сопротивление для дальнейшего нажатия;
  • величина свободного хода — это то самое расстояние от положения педали до того момента, как сцепление начинает оказывать сопротивление;
  • теперь открываем капот и ищем тросик, который соединяется с педалью. На нем присутствуют две гайки, при помощи которых и осуществляет регулировка;

Регулировка тросика педали сцепления

  • для увеличения свободного хода нужно открутить гайку, расположенную внутри кронштейна. Также нужно закрутить гайку, находящуюся снаружи;
  • в этом заключается регулировка. Если все правильно, то величина полного хода составит около 13 сантиметров. Если же этот показатель значительно больше или меньше, то процесс регулировки следует повторить.
  • Видео «Ремонт КПП в автомобиле ВАЗ 2109»

    В этом видео описан полный пошаговый ремонт коробки скоростей «ВАЗ 2109» своими руками в домашних условиях.

    Вам понравилось это видео? Что вы можете рассказать о коробке передач автомобиля «Ваз 2109»? Поделитесь своим опытом с нашими читателями!

    Если после выполнения всех работ шум в коробке продолжает оставаться, тогда необходимо проводить снятие коробки, ее разборку. Это необходимо делать для устранения причин металлического звука.На ВАЗ 2110 КПП механической конструкции имеет пять скоростей передних и одну заднюю. С 1 по 5 скорости на валах установлены синхронизаторы, предназначенные для мягкости переключения.

    • сцепления;
    • коробки передач;
    • отдельно задней крышкой КПП.

    Сборка частей производится на бензиново-масло-стойком герметическом составе. В нижней части картера установлен магнит, который собирает металлическую стружку в осадок.При сливании теплого масла — этот осадок уходит со сливаемым продуктом.

    Демонтаж КПП

    Для снятия коробки необходимо приготовить инструмент и вспомогательные материалы:

    • накидной ключ №10, №13, №17;
    • головки №13, №17;
    • две монтировки;
    • слесарный молоток;
    • вороток;
    • пятилитровую емкость;
    • ветошь;
    • щетку по металлу;
    • уксусную кислоту;
    • перчатки х/б.

    Все работы по демонтажу проводятся в смотровой яме.Регламент работ по снятию КПП:

    • снять брызговик двигателя;
    • отсоединяется реактивная тяга и тяга привода;
    • слить масло с КПП;
    • открутить три болта с головками на 10 с нижней крышки картера сцепления;
    • снять ее;
    • снять привод правого колеса;
    • в образовавшееся отверстие в коробке передач вставить кусок резинового шланга или деревянную пробку – это необходимо сделать от защиты попадания мусора;
    • открутить с подшипника ступицы гайку;
    • демонтировать шаровую опору;
    • поворотный кулак со стойкой отводится в сторону, убирается привод из ступицы (установить его следует на растяжку).
    • Монтировкой осторожно удалить корпус внутреннего шарнира из КПП.
    • Снять левый привод.
    • Отсоединить трос сцепления .
    • Снять фишки электроснабжения с выключателя фонаря заднего хода.
    • Отсоединить датчик скорости.
    • Открутить крепление рыма, оно крепится гайкой на 17.
    • Снять его.
    • Под двигатель поставить распорную стойку.
    • Отсоединить левую опору двигателя.
    • Отсоединить от коробки еще одну заднюю опору.
    • Опустить распорную стойку.
    • Открутить от блока цилиндров три болта, гайку, которые крепят картер сцепления.
    • Освобожденную таким образом коробку – снять.
    • Вынуть коробку из-под машины.
    • Промыть ее, исключить попадание воды внутрь устройства.
    • Очистить хорошо от грязи, масляных наслоений.
    • Металлической щеткой пройти по местам соединений, аккуратно очистить болтовые соединения.

    Ремонт коробки передач желательно доверить проводить мастерам из автосервиса, так как она представляет сложную конструкцию. Опытные квалифицированные специалисты произведут качественный ремонт.

    Заменят необходимые детали. Проверку работы агрегата проведут на специальном стенде.

    По окончании работ специализированные мастерские всегда выдают гарантию.

    • Залить масло, которое рекомендовано заводом-производителем для применения в трансмиссию именно этой модели.
    • После установки необходимо провести регулировку хода педали сцепления.
    • Проверить включение скоростей.
    • Отрегулировать рычаг передач, выбирая рабочие параметры кулисы.
    • Провести проверку работы коробки во время движения.

    Выявление причин шума коробки передач на ВАЗ-2110 проводить после просмотра видео, изучения фото- материалов. Ознакомиться с прилагаемыми инструкциями.На них указаны места, которые помогут автолюбителю своевременно выявлять все тонкости при эксплуатации автомобиля. Автомобиль представляет конструкцию из многих систем, агрегатов.

    Поэтому необходимо постепенно изучать прилагаемые материалы. Это во многом поможет автолюбителю при эксплуатации автомобиля и коробки, передачи которой должны переключаться плавно и комфортно.После прочтения вышеизложенного материала у автомобилистов вряд ли возникнет вопрос — что это? Инструкция также поможет определить причины шума и своевременно все отремонтировать.Цена за работу по замене и ремонту КПП не такая уж и низкая, в связи с чем, можно попробовать сделать все самостоятельно.

    ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта

    ВАЗ-2109 – довольно популярный в России и СНГ автомобиль. Серийное производство машины стартовало в 1987 году. За все годы выпуска «девятка» оснащалась лишь двумя типами коробок. Обе были механическими. За годы эксплуатации эти КПП на ВАЗ-2109 вызывали множество проблем и нареканий среди автомобилистов. Что же, давайте ближе познакомимся с этой коробкой и рассмотрим ее типичные проблемы.

    Характеристика

    Как мы сказали ранее, на машину устанавливалась также 4-ступенчатая трансмиссия. Сборка КПП для ВАЗ-2109 этого типа длилась недолго. Поэтому встретить «короткокрылых» с 4МКПП сейчас очень трудно. Это практически раритет. 95 процентов «девяток» шли уже с более современной, 5-ступенчатой механикой. Она была двухвальной, с синхронизаторами на всех передачах (за исключением задней). Конструктивно эта КПП объединена с главной передачей и дифференциалом. От 4-ступки она отличалась иным расположением патрубка вентиляции картера. Он находился на картере сцепления (ранее был на задней крышке). Также появился щуп. А вот передаточные числа остались прежними.

    В России эти машины прекратили выпускать еще в 2004-м. Но до сих пор в магазинах можно найти запчасти для КПП ВАЗ-2109. Цена их довольно приемлемая. При необходимости можно купить трансмиссию в сборе за 5-6 тысяч рублей.

    Устройство

    Данная трансмиссия состоит из нескольких элементов:

    • Первичного и вторичного вала КПП ВАЗ-2109.
    • Картера передающей коробки.
    • Синхронизаторов.
    • Оси с промежуточной шестерней заднего хода.
    • Дифференциала, что изменяет привод переключения скоростей.
    • Алюминиевой крышки с сапуном. Для лучшего теплоотвода ее поверхность была оребрена.

    Итак, мы рассмотрели конструкцию типичной КПП ВАЗ-2109. Ремонт этой трансмиссии может понадобиться по нескольким причинам. Ниже мы рассмотрим основные неисправности и способы их устранения.

    Вылетает передача

    Если во время движения у вас вылетает скорость, скорее всего, изношен блок шестерен. Также выходят из строя замки на шестерне и муфте. Данные элементы меняются целиком на новые.

    Стоит отметить, что передача на «девятке» может вылетать и по причине слишком быстрого переключения. Завод-производитель рекомендует выдерживать двухсекундную паузу при переходе на повышенную скорость. Если игнорировать эту проблему и далее, можно столкнуться с выходом из строя синхронизаторов.

    Каждая коробка имеет свой предел шумности, который не является симптомом неисправности. В трансмиссии есть шестеренки, что постоянно трутся между собой. И какой бы технологичной ни была конструкция, полностью исключить звук невозможно. Что касается 5 КПП ВАЗ-2109, ее регламент шума составляет 78 Дб. Все, что выше – приравнивается к неисправности. А шуметь коробка может из-за недостаточного уровня масла в коробке. Как известно, трансмиссионное масло имеет большую вязкость, нежели моторное. И оно не разбрызгивается насосом. Это масло находится в картере КПП. Шестерня при вращении сама макается в смазку. Если уровень жидкости ниже допустимого, элемент будут работать «на сухую». Это влечет за собой повышенный износ шестерен, их выработку. В результате даже при возобновлении уровня масла проблема не исчезнет.

    Также шумливость возникает из-за повышенных нагрузок на саму коробку. Это происходит после тюнинга мотора (например, установки «злых» распредвалов), который так любят владельцы «девяток». В результате двигатель никогда не опускается до оборотов ниже трех тысяч. Терпят износ и мотор, и коробка.

    Шум может пропадать на ходу и появляться лишь при нажатии педали сцепления. В таком случае сама коробка ни при чем – виновато сцепление. Изношен не сам диск, а выжимной подшипник. Его ресурс составляет около 60 тысяч километров. Элемент издает характерные гул и свист, которые со временем усиливаются.

    Читать еще:  Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор 55

    Трудно или с хрустом включается передача

    Проблема является следствием выхода из строя синхронизаторов. Зачастую изнашиваются синхронизаторы первой и второй передачи. Сперва водитель замечает трудности при включении нужной скорости. Затем все это начинает сопровождаться хрустом, как на 53-м ГАЗоне. Насильно давить на рычаг не стоит – так вы повредите блок шестерен. Если наблюдается проблема с синхронизаторами, используйте двойной выжим с перегазовкой. Только так вы сохраните элементы КПП, двигаясь до места ремонта.

    Если коробка при движении начинает стучать, скорее всего, сломался зуб шестерни вала или главной пары. Элемент ремонту не подлежит и меняется целиком.

    Болтается рычаг

    Если болтается рычаг КПП на ВАЗ-2109, следует проверить исправность шарнира (карданчика) коробки. Они имеют конусный болт, который может раскручиваться. В большинстве случаев проблема решается его подтяжкой. Отметим, что с завода этот болт плотно затянут. Его откручивают с целью регулировки кулисы.

    Люфт еще возникает из-за поломки возвратной пружины, что находится в механизме КПП. Она обычно меняется каждые 4 года или 100 тысяч километров пробега.

    Также раскручивается и конусный болт. Он имеет меньшие размеры, чем карданчик, и находится внутри самой коробки под элементом переключения передач.

    Кулиса

    Если звенит кулиса КПП на ВАЗ-2109, не стоит расстраиваться. Эта проблема есть у всех владельцев «девяток». Причем звенит кулиса как на «убитых», так и на относительно свежих машинах. Об этом дефекте знает и само представительство АвтоВАЗа. А вибрация возникает из-за неправильного расположения точек опоры ДВС и коробки. В итоге узлы вибрируют, и звон передается на все остальные части, в том числе на кулису. Одни решают эту проблему установкой уплотнительного кольца в районе кулисы, другие привыкают и ездят так, со звоном.

    Пропадает масло

    В отличие от моторного, уровень трансмиссионного масла редко кто проверяет. А зря, ведь иногда можно достать попросту сухой щуп. Если не предпринять вовремя меры, появится повышенный шум (поскольку шестерни работают на сухую). По каким причинам течет масло из коробки? Есть несколько факторов:

    • Неплотное прилегание крышки картера.
    • Изношенные сальники валов.
    • Неплотно закрученная крышка для слива масла.
    • Трещины в поддоне трансмиссии (решается заменой элемента).

    Стоит отметить, что при отсутствии или недостаточном уровне масла коробка работает не в своем температурном режиме. Поскольку помимо смазывающих свойств данная жидкость принимает на себя часть температурных нагрузок. При утечках масла коробка может попросту перегреться.

    Машина дергается при старте, невозможно включить передачу

    Не всегда причиной неисправности является сама КПП ВАЗ-2109. Ремонт ее может не спасти, если неисправен узел сцепления. А ведь именно эта система взаимодействует с КПП и двигателем. Именно через диск сцепления передается крутящий момент от маховика на вал трансмиссии. Обычно данный узел служит не менее 120 тысяч километров. Но на многих «девятках» установлены одометры старого образца, которые обнуляются на 100 тысячах.

    Водителю трудно контролировать, когда была заменена та или иная деталь в сцеплении. Если машина дергается при старте, а коробка включается с трудом, скорее всего, был изношен диск. На нем стираются пластины и вылетают демпферные пружины. Также загибаются лепестки на корзине сцепления. Про подшипники мы уже сказали, что они шумят. Все это в совокупности влияет на поведение авто на дороге.

    Особенности ремонта

    Данный процесс производится на снятой с автомобиля коробке. Операция состоит из нескольких этапов:

    1. Снятие щупа из КПП.
    2. Демонтаж кронштейна троса сцепления и задней крышки.
    3. Откручивание болта вилки пятой скорости, а также гаек первичного и вторичного вала.
    4. Демонтаж шестерни пятой передачи с вилкой вторичного вала и синхронизатором.
    5. Извлечение упорной пластины и втулки из вторичного вала.
    6. Демонтаж шестерни пятой передачи.
    7. Откручивание винтов упорных шайб вторичного вала и стопорных колец подшипников.
    8. Снятие пробок, пружин и шариков фиксаторов заднего хода. Процесс производится на наклоненной коробке.
    9. Откручивание болта крепления и 12 гаек картера трансмиссии. Элемент отделяется от картера сцепления шлицевой отверткой.

    После разбора КПП ВАЗ-2109 заменить нужно все изношенные элементы:

    • Подшипники.
    • Валы.
    • Шестерни.
    • Шток переключения передач.
    • Сальник полуосей и валов.

    Сборка КПП ВАЗ-2109 производится в обратной последовательности. Картер садится на новый герметик.

    Коробка передач ВАЗ 2109: особенности и проблемы

    Коробка передач ВАЗ-2109 – элемент высокой сложности, без которого транспортное средство не сможет сдвинуться с места. Первый выпуск кпп начался в 1987 году. Именно тогда появился первый пятидверный хэтчбек, который и в сегодняшнее время пользуется большой популярностью.

    Составляющие коробки передач

    1. 1. Первичный и вторичный вал;
    2. 2. Картер;
    3. 3. Синхронизаторы (в количестве 2 единиц);
    4. 4. Осевая система;
    5. 5. Приспособление главной передачи;
    6. 6. Дифференциал, который предназначен для изменения привода переключения передач;
    7. 7. Крышка, покрывающая картер.

    В чем отличия пятиступенчатой коробки от других? Это наличие удлиненных вторичный валов, на которые установлены 2 шестерни:

    • главная;
    • дополнительная (соединенная с синхронизатором)

    Остальные отличия

    • на переключении отсутствует придаточная втулка;
    • не одинаковое количество передач;
    • маркировка специальной краской чисел на шестернях передающих элементов;
    • расположение подшипников шарикового характера в картерных гнездах;
    • на данной передаче устанавливается синхронизатор, оборудованный блокировочным кольцом;
    • шестеренка 5 передающего элемента установлена на шпицы первичного вала;
    • форма крышки на задней системе передаточного типа отличается большей глубиной.

    О масле

    Для хорошей работоспособности ваз 2109 все важные узлы должны быть покрыты маслом. Обычно производитель самостоятельно устанавливает марку моторного и трансмиссионного мала, которой рекомендовано использовать в машинах данной модели.

    Если же вы не обладаете такой информацией, следует учесть, основное предназначение машины:

    • если ваз эксплуатируется по отличным дорогам областного центра – для этого существует определенный тип масла;
    • если вы гоняете на авто – идеальным вариантом станет трансмиссионное.

    Не забывайте поддерживать оптимальный уровень масла

    При наполнении масла следует учитывать, что коробка ваз 2109 требует чуть большее его количество. Только такой подход поможет защитить и покрыть все запчасти, расположенные у выхода картера.

    Поскольку кпп является втором по важности элементом авто, при малейших поломках необходимо сразу же устранять недостатки.

    Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач.

    Самостоятельное выключение передачи

    • изношенность шестеренок и замков на муфте;
    • несоблюдение правил эксплуатации транспортного средства;
    • некорректно выбранный скоростной режим;
    • неправильное переключение при плохо отрегулированном сцеплении;
    • непрофессиональный ремонт кпп (игнорирование замены муфты);
    • игнорирование ремонта при наличии посторонних шумов в виде хруста.

    При своевременном обращении в СТО коробку передач ваз еще как то можно будет спасти. Если же состояние слишком запущено – рассчитывайте на дорогостоящий ремонт.

    О чем говорят шумы в коробке 2109

    Бесшумных коробок не бывает В каждой из них имеется предельно допустимый уровень шума, который установлен ГОСТом.

    • Посторонний шум коробки ваз может происходить в результате работы шестеренок и подшипников;
    • Отработавшее или некачественное масло, также является причиной шумов;
    • Иногда причиной его появления может быть работа силового агрегата. В таком случае могут быть нестабильные обороты или установлен мощный распредвал.

    Описывать посторонние шумы можно вечно, поскольку каждый водитель их слышит по-разному. Для более полного понимания причины, необходимо провести диагностику кпп.

    Хруст при переключении передачи

    • Чрезмерная или неправильная эксплуатация автомобиля.

    При наличии хруста потребуется замена синхронизатора. Если вы решите сэкономить на нем, в дальнейшем следует ожидать покупки целого блока шестеренок.

    Кроме этого, наличие хруста может говорить о том, что пора сменить отработавшее масло. А возможно оно залито не той степени вязкости?

    Стуки

    • Если вы услышали стуки в 21099, незамедлительно следует проверить шестеренки. Возможно, у одной из пар появился скол;
    • При появлении стука во время движения, либо когда переключаете коробку с одной передачи на другую – обратите внимание на сателлиты. Скорее всего износились именно они.

    Лопнула коробка передач на ВАЗ

    • Приобретать или нет новую коробку, решать только вам. Посудите сами, ее ремонт может вам обойтись ту же самую цену, что и покупка новой.

    Коробка нестабильно и жестко переключается

    • За причину данного вида неполадки коробки 21099 отвечает синхронизатор или шестеренка. В некоторых случаях такая ситуация может наблюдаться при покупке новых кпп или после проведения ее ремонта.

    В любом случае следует знать, что при покупке новой машины необходимо делать обкатку. Жесткая эксплуатация транспортного средства приводит к серьезным неполадкам.

    Утечка масла из КПП ВАЗ

    • износ сальников иди неплотно прикрытая крышка картера;
    • наличие трещин в корпусе агрегата;
    • масло требует замены, в связи с плохим качеством или окончанием срока отработки;
    • не выдержанный уровень масла.

    Из указанного можно сделать выводы, что КПП является одним из важных элементов машины, и только при бережном состоянии она может прослужит вам неограниченное время.

    Ссылка на основную публикацию