Техническое описание электронного зажигания на мотоциклах иж юпитер 5

Техническое описание электронного зажигания на мотоциклах иж юпитер 5

ООО «СовеК» МИКРОПРОЦЕСCОРНАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ Для мотоциклов семейства «ИЖ ЮПИТЕР» Руководство по установке и эксплуатации

    Валерия Бергер 3 лет назад Просмотров:

1 ООО «СовеК» МИКРОПРОЦЕСCОРНАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ Для мотоциклов семейства «ИЖ ЮПИТЕР» Руководство по установке и эксплуатации

2 1. Назначение системы зажигания 1.1. Микропроцессорная бесконтактная система зажигания (МПБСЗ) является логическим продолжением развития электронного зажигания. Модель , не имеющая аналогов, предназначена для работы в мотоциклах «ИЖ ЮПИТЕР» всех моделей с генератором 6 или 12 Вольт. Программное обеспечение микропроцессорного зажигания позволяет с помощью подсоединения в определенной последовательности выходных проводов выбрать нужный режим работы двигателя мотоцикла. Использование оптического датчика устраняет все недостатки других систем позиционирования момента искрообразования. МПБСЗ разработана с целью повышения технических характеристик мотоцикла за счет: – стабильности и динамичности работы двигателя благодаря функции автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя; – снижения токсичности выхлопных газов, расхода горючего и уменьшения нагара на свечах, благодаря увеличению индуктивной фазы искры; – устойчивого запуска двигателя при снижении напряжения аккумуляторной батареи; – снижения трудоемкости в обслуживания системы зажигания; – ограничения величины тока и времени его протекания через первичную обмотку катушки зажигания для предохранения ее от перегрева и быстрого разряда аккумулятора Комплектность поставки: – блок зажигания , шт оптический датчик с установочным крон-штейном в сборе, шт кулачек с лысками под ключ рожковый модулятор, шт шайба М4, шт гровер М4, шт винт М4х10, шт жгут проводов с разъемами и клеммами болт-переходник крепления модуля гайка М6, шт гровер М6, шт шайба М6, шт провод выбора опережения (20 см.), шт руководство по эксплуатации, шт коробка упаковочная, шт. – 1

3 2. Технические данные 2.1. Напряжение питания 6-12В с зазем-ленным «минусом» аккумуляторной батареи Потребляемый ток при включенном замке зажигания и неработающем двигателе не превышает 0,1 А Система обеспечивает бесперебойное искрообразование при частоте вращения коленчатого вала до 8000 об/мин МПБСЗ обеспечивает бесперебойное искрообразование при изменении напряжения в бортовой сети от 5 В до 16 В Система зажигания работоспособна в диапазоне окружающих температур от минус 25 С до плюс 60 С Используемое в МПБСЗ микропро-цессорное формирование момента зажигания обеспечивает стабильную работу системы во всех штатных режимах работы двигателя Данная МПБСЗ работает со стандартными автомобильными двухэлектрод-ными катушками зажигания , , , Не допускается работа МПБСЗ со снятой клеммой аккумулятора. 3. Состав и принцип работы системы зажигания МПБСЗ состоит из блока микропроцессорного зажигания, оптического датчика с установочным кронштейном, модулятора. Модулятор и оптический датчик формирует управляющие импульсы напряжения для работы МПБСЗ. Блок микропроцессорного зажигания обрабатывает сигнал, полученный от оптического датчика, и задает необходимое изменение момента зажигания в соответствии с оборотами двигателя, а так же коммутирует ток в первичной обмотке катушки зажигания (катушка зажигания предназначена для создания импульсов высокого напряжения, необходимых для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя). 4. Установка МПБСЗ на мотоцикл 4.1. Демонтируйте установленный на мотоцикл прерыватель Установите кронштейн оптического датчика на место крепления штатного прерывателя в среднее положение и закрепите его двумя винтами М4×10 с гровером и шайбой Выкрутите винт крепления кулачка прерывателя и удалите его. На его место установите кулачек с лысками с комплекта установки. На винт после гровера оденьте (навинтите) модулятор. Ввинтите винт на место, не затягивая его, но до упора Отрегулируйте оптический датчик так, чтобы модулятор при вращении

4 проходил посередине зазора оптического датчика Убедитесь, что модулятор при вращении не задевает оптический датчик Разведите проводку микропроцессорной системы зажигания. Начните это действие с прокладки экранированного кабеля оптического датчика. Наиболее оптимально и без прорезания дополнительных отверстий сделать это можно, протянув его параллельно проводам, идущим от регулятора напряжения к генератору. Удобно протянуть по этому пути тонкую металлическую проволоку, и с ее помощью протянуть кабель. Дальше необходимо аккуратно снять (черную) наружную изоляцию с экранированного кабеля на длину 2-4 см., собрать экранирующую оплетку в скрутку, снять изоляцию на длину 4-6 мм с двух внутренних проводов, и настоятельно рекомендуется залудить все три вывода припоем На оптическом датчике трех контактный клемник с маркировкой на корпусе напротив клеммы. Закрепите белый провод экранированного кабеля в контакте 1, оплетку экрана в контакте 2, а зеленый (цветной) провод в контакте 3. Если оба провода внутри экранированного кабеля одного цвета, то отсоедините разъем Х1 от блока и с помощью тестера определите провод экранированного кабеля, соответствующий контакту разъема, и выполните следующие соединения: Разъем блока (Х1) Клеммы ДО-1 Контакт 2 Контакт 2 (корпус) Контакт 5 Контакт 3 (+) Контакт 6 Контакт Установите на мотоцикл двухэлектродную (автомобильную) катушку зажигания ( , , , ) и высоковольтные провода с распределенным сопротивлением (любые силиконовые автомобильные). Установите зазор между электродами свечей 0,7-0,8 мм. Присоедините коричневый провод (к. 1 Х1) к одному из контактов катушки, присоедините ко второму контакту катушки зажигания красный провод (к. 4 Х1), к этому же контакту (проводу) присоедините провод «+» от замка зажигания (См. рис. 1) Клемму черного провода (от к. 2 Х1) присоедините к массе мотоцикла. Для этого рекомендуется его прикрутить винтом, который находится под сидением и заземляет регулятор напряжения. Этим же винтом прикрутить клемму провода (с комплекта поставки) длиной 20 см, с «папой» штыревого клемника на другом конце. Цвет этого провода не регламентирован. На схеме рис.1 он показан идущий от «земли» к разъёму Х На винт находящийся под сидением, крепящий ящик (бардачок) аккумулятора к раме мотоцикла, накрутить болт-переходник из комплекта поставки К блоку микропроцессорного зажигания подсоедините разъем и закрепите его (блок ) на болт-переходник (см п. 4.10) с помощью гайки М6 с шайбой и гровером.

5 Рис. 1. Схема установки МПБСЗ на мотоциклы Монтаж электропроводки МПБСЗ закончен. Для проверки работоспособности МПБСЗ, выполните следующие операции: – вывернуть свечу зажигания, закрепить ее на двигателе, обеспечив надежный контакт корпуса свечи с «массой» мотоцикла; – включить зажигание и, производя несколько нажатий на рычаг устройства запуска, наблюдать за искровым разрядом на электродах свечи. Наличие искрового разряда подтверждает исправность МПБСЗ и правильность монтажа Отключите коричневый провод от катушки. Установите поршень двигателя мотоцикла в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Используйте для этого ключ на 14 и грани на шпоночной втулке. Включите зажигание. Отпустите винт крепления модулятора, и, вращая модулятор по (часовой стрелке) по ходу вращения коленчатого вала двигателя, добейтесь, чтобы индикаторный светодиод на блоке микропроцессорного зажигания потух (он загорается при прохождении модулятора через оптический датчик). Таким образом, светодиод должен погаснуть в момент выхода модулятора из датчика. Не сбивая регулировки затяните крепежный болт М7, который крепит модулятор. Проверьте правильность прохождения модулятора в оптическом датчике (посередине зазора), при необходимости проведите регулировку и закрепите оптический датчик Проведите точную (окончательную) регулировку: проверните двигатель по ходу вращения и убедитесь, что светодиод тухнет за 0,05 мм до ВМТ. Если это не так, отпустите два винта М4 крепления кронштейна оптического датчика, и проведите регулировку. Закрепите кронштейн оптического датчика.

Читать еще:  Сборка и установка омывателя фар своими руками: доступная инструкция от специалистов

6 Подключите коричневый провод к катушке. Установка МПБСЗ закончена Снимать колпачки на оптическом датчике ненужно, их назначение защитить от попадания грязи внутрь оптического датчика. 5. Установка графиков опережения в МПБСЗ В блоке микропроцессорного зажигания заложены три различных графика изменения угла опережения зажигания. По умолчанию МПБСЗ использует оптимальный график изменения угла опережения. Переключение на график с меньшим нарастанием угла опережения от оборотов осуществляется соединением зеленого провода на массу мотоцикла (соединить Х3 с Х4) Переключение на график с большим нарастанием угла опережения от оборотов осуществляется соединением желтого провода на массу мотоцикла (соединить Х2 с Х4). 6. Техническое обслуживание 6.1. Техническое обслуживание произво-дится при неработающем двигателе и выключенном зажигании Техническое обслуживание ТО-2 проводится через каждые 5 тыс. км пробега мотоцикла: – проверить крепление высоковольтных и низковольтных проводов; – очистить от грязи и масла поверхности приборов МПБСЗ; – проверить величину зазора между модулятором и оптическим датчиком; – проверить надежность крепления всех узлов МПБСЗ. 7. Возможные неисправности: 1) двигатель не запускается: а) Нет подачи топлива – проверить подачу топлива и карбюраторы. б) Неправильная регулировка момента зажигания – проверить проведение работ по п.4. настоящего руководства. в) Нет искры, но индикаторный светодиод мигает при прохождении модулятора через датчик – проверить подключение и работоспособность катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечей. Легче всего это сделать путем временной замены на заведомо работоспособные. Неисправные детали – заменить. г) Нет искры, индикаторный светодиод не горит – проверить питание МПБСЗ (“плюсовой” провод от замка зажигания). д) Нет искры, индикаторный светодиод горит постоянно – неисправен оптический датчик, либо провода от него.

7 2) Двигатель “хлопает” в глушитель – неправильная регулировка момента зажигания – слишком “позднее” – отрегулировать, как описано в п ) Двигатель “дерется” кикстартером, отдает в ногу при запуске. – неправильная регулировка момента зажигания – слишком “раннее” – отрегулировать, как описано в п ) Непрерывное искрообразование неисправен аккумулятор. При этом, из района где расположена катушка зажигания может быть слышен писк. Подключите нормальный аккумулятор. 8. Гарантийные обязательства Предприятие-изготовитель гарантирует безотказную работу изделия при соблюдении условий эксплуатации в течение 24 месяцев с даты изготовления. В случае нарушения работоспособности изделия в период гарантийного срока потребитель имеет право на его бесплатный ремонт или замену через дилерскую сеть предприятия – изготовителя. Не подлежат замене изделия не укомплектованные и с механическими повреждениями (модуля-тора и датчика). Техническая поддержка:

Mcl007 › Блог › Оптическое бесконтактное зажигание на ИЖ Юпитер 5К

Многих наверняка парит штатная контактная система зажигания на отечественных мотоциклах. Постоянная необходимость ее регулировать, то зазоры уплывут, то конденсатор пробъет, то контакты подгорели.

эх, тоска зеленая! а что если. товарищ интернет в помощь и находим опять же интересные всякие статейки, заметки и картинки.

Ну во-первых хочу поблагодарить форум МотоИЖ и его дружелюбных пользователей. Не одни сутки провел я листая ветки форума, читая гневные комменты, интересные посты и всякий флуд. Сейчас я попытаюсь собрать все мысли в голове в порядок и “родить” конспект всего это просвещения. Руководство к действию, так сказать.

Теория.
На мотоцикл ИЖ, а именно юпитер, возможность установить бесконтактное зажигание имеется, и нет ничего сложного.

Общая схема включения выглядит так:

Коммутатор впринципе можно любой, хотя многие ругают коммутаторы фирмы Астра в прозрачном корпусе. не знаю даже что может вывести его из строя, покупаем вот такой:

Катушка зажигания от Оки или от 406 двигателя

Далее комплект силиконовых проводов с наконечником в виде чехла и с распределенным сопротивлением. Чехол уберет извечную проблему пробоя свечи в дождь, а распределенное сопротивление избавит от необходимости подбирать колпачки.

Датчик холла для данной композиции менее всего пригоден, т.к. единственное место его установить — корпус генератора, магнитные поля от него будут периодически перемагничивать встроенный в Холл магнитик, можно конечно изготовить экранирующую пластину… ладно, об этом позже 😉

Ну еще стоит приобрести жгут проводов от Оки или Нивы.

ВСЁ! Гениально, не правда ли? тупо собрать по схеме провода и должно работать, можно ставить на мотоцикл. Но мы пойдем другим путём.

Благодаря пользователю Umka и его статьи было решено улучшить данную систему установкой оптического датчика вместо датчика Холла.

Описание из статьи Umk’и:
Датчик собран на двух микросхемах в корпусе Soic-8. Та что слева, интегральный регулятор напряжения LM317, включенный в режиме стабилизации тока (аналог КРЕН12). Ее можно было и не ставить, но так светодиод практически полностью защищен от перегорания. Да и яркость свечения от величины разряда батареи не будет меняться, а это более надежный запуск и устойчивость к «запылению». Микросхема справа – это логический компаратор. Он сравнивает два напряжения на входах (3 и 2 нога). До тех пор, пока напряжение на ножке 3 ниже чем на 2, выходной транзистор (внутри микросхемы) открыт, поэтому на выводе 7 (выход датчика) низкий уровень напряжения, поскольку большая его (напряжения) часть падает на резисторе R7. Как только напряжение на выв. 3 превысит напряжение на выв. 2, компаратор мгновенно переключится, закрыв выходной транзистор, создавая тем самым высокий уровень на выходе 7. Опорное напряжение на выв. 2 формируется делителем напряжения из резисторов R5, R6 и составляет половину напряжения питания. Напряжение на выводе 3 формируется измерительной цепью из фототранзистора и резистора R4, которые в эквиваленте составляют тот же делитель. Только величина сопротивления фототранзистора зависит от степени его освещенности, освещенность создает инфракрасный светодиод, а модулятор модулирует (прерывает) световой поток. Прошу прощения за каламбур. То есть на выходе мы имеем четкий сигнал практически прямоугольной формы на любых оборотах двигателя. Изменяя соотношение резисторов R5 – R6, или подбирая R4 можно подстроиться под любой фототранзистор и уровень освещенности (читай запыленности) датчика для достижения надежной работы. Собственно для 12В систем зажигания ничего подбирать думаю, не придется, т.к. и фототранзистор и микросхема имеют большой «запас» по уровню срабатывания. Так что забудьте о страшных историях про пыль и масло в зажигании и неработающий из-за этого оптический датчик!

Итак, идем в радиомагазин и покупаем необходимые детальки, делаем пайку на коленке навесным монтажом:

Проверяем работоспособность схемы с помощью пульта от телевизора. В нем стоит обычный ИК диод, передающий команды, эти команды мы должны заметить по мигающему светодиоду в схеме

Далее необходимо изготовить печатную плату. Для этого измеряем площадку крепления штатной системы зажигания что бы определить сколько места у нас есть и делаем бумажные заготовки.

Электронное зажигание на ИЖ Юпитер 5 – стоит ли делать

Одна мечта имеется у многих – установить на иж юпитер 5 бесконтактное зажигание. Электронное зажигание на иж юпитер 5 с датчиком Холла позволяет полностью избавиться от недостатков.

Читать еще:  Что такое залегание поршневых колец и его признаки: описание, фото и видео

Можно гонять на мотоцикле не заботясь о его техническом состоянии. Но владельцы «железного коня» любят свои машины, бережно ухаживают, проводят необходимое обслуживание, проявляя истинную заботу о любимом друге.

Модернизация, тюнинг Юпитер 5 – доставляет немало удовольствий хозяевам такого вида транспорта. Одна мечта имеется у многих – установить на Иж Юпитер 5 бесконтактное зажигание. «Древние» системы контактного типа давно себя изжили. На современных мотоциклах и машинах они уже не используется. Одна головная боль:

  • пропадание зазора между контактами прерывателя;
  • изменение геометрии контактов;
  • не постоянное искрообразование;
  • выход из строя изоляции высоковольтных проводов;
  • нестабильная работа высоковольтной катушки;
  • невозможность заведения двигателя при пониженном напряжении аккумулятора.
  • искра не поджигает горючую смесь в цилиндре двигателя

Электронное зажигание на иж юпитер 5 с датчиком Холла позволяет полностью избавиться от этих недостатков.

Очевидные преимущества системы электронного зажигания

  • свечной зазор всегда «пробивается» искрой и не зависит от величины оборотов двигателя;
  • коммутатор системы образования искры не теряет свою работоспособность при снижении напряжения в бортовой сети мотоцикла до 12 вольт;
  • нет трущихся деталей и ломаться не чему;
  • момент зажигания выставляется при регулировке электроники один раз;
  • двигатель останавливается и катушка искрообразования обесточена и не подвержена перегреву.

Бесконтактное зажигание на иж – разбираемся с непонятными терминами

  1. БСЗ – бесконтактная система зажигания;
  2. Модулятор – металлический диск (сталь толщиной 0,8-1,0 мм), пластина, шторка. Устанавливается на оси механизма опережения зажигания (валу трамблера). Производит «генерацию» магнитных импульсов на датчик Холла.
  3. Коммутатор – электронное устройство подающие электрические импульсы на катушку зажигания;
  4. Датчик Холла – устройство, способное определять наличие или отсутствие магнитного поля. Если поле есть – идет управляющий импульс на коммутатор. Положение датчика – фиксированное.
  5. Катушка зажигания – преобразователь импульсов, поступающих от коммутатора, в импульсы высоковольтного напряжения, подающихся непосредственно на свечи зажигания.

Изготовление элементов зажигания на иж юпитер 5 своими руками

Можно выполнить изготовление отдельных элементов и сделать электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками. Для этого понадобиться изготовить самостоятельно модулятор. Качество его изготовления определяет надежность работы всей бсз.

Модулятор делается идеально симметричным. Неподвижная шторка должна производить перекрытие 30-ти градусов площади при его повороте. Еще раз надо подчеркнуть – модулятор является определяющим звеном в системе зажигания мотоцикла. Четкая работа двигателя определяется этим небольшим устройством. Если модулятор правильно изготовлен, то его шторка не должна, в состоянии открытости, перекрывать магнит и магнитопровод датчика Холла.

Закрытое состояние должно обеспечивать их одновременное закрытие для прохождения магнитного потока. Коммутатор должен получать от датчика Холла четкие импульсы определенной величины, обеспечение этого условия – задача модулятора.

Чтобы выполнить электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками, также необходимо изготовить пластину для крепления датчика Холла. Бсз не требует периодической регулировки момента зажигания. Но для первоначальной регулировки необходимо, чтобы датчик Холла имел возможность поворачиваться. Пластина должна быть с прорезями.

Сам датчик Холла, вместе с пластиной, устанавливается на уголке, который тоже можно изготовить самостоятельно.

Все основные элементы, для того чтобы установить электронное зажигание на мотоцикл иж юпитер 5, изготовлены. Необходимо купить катушку зажигания, приобрести коммутатор и датчик Холла. Эти элементы бсз нельзя изготовить самостоятельно. Также потребуется монтажный провод. Желательно и свечи поменять – на них искра может быть слабой. После решения всех вопросов останется решить последний – как поставить электронное зажигание на иж юпитер 5.

Установка электронного зажигания на иж юпитер 5 самостоятельно

Как установить модулятор и датчик Холла, чтобы система бсз работала правильно, было рассказано выше по тексту. Новая катушка зажигания, имеющая два выхода, ставится на место старой катушки. Высоковольтный провод от каждой свечи – на соответствующие крепежные элементы катушки.

Коммутатор – в любом, защищенном от воды месте. Правильная установка элементов бсз позволит обеспечить искрообразование для двигателя Юпитер 5 в любую погоду.

Настройка бсз на иж юпитер 5 с применением приборов

После установки всех элементов оборудования, бесконтактное зажигание на иж надо настроить и проверить на работоспособность. Прежде всего устанавливаем момент зажигания. Использование обыкновенной лампочки в качестве оборудования «прозвонки» и контроля – не допускается. На электронные импульсы она не реагирует.

Надо использовать электронный тестер в качестве вольтметра. Измеряем напряжение на датчике Холла. «Плюсовой» провод прибора подключаем на 2-ой контакт, «минусовой» соединяем с 3-им контактом.

Устанавливаем любой из цилиндров двигателя мотоцикла «Юпитер» в точку образования искры. Желательно использовать для этой цели стробоскоп. Включаем зажигание. Поворачиваем модулятор по направлению вращения коленвала.

Как только вольтметр покажет резкое изменение напряжения – останавливаем вращение и производим фиксацию положения модулятора. Аналогично проверяем искрообразование для второго цилиндра двигателя. Уже ничего не крутим, производим только проверку. Двигатель должен работать равномерно, без перебоев на любых оборотах.

На этом, можно сказать, что бесконтактная система зажигания на иж юпитер 5 установлена. Мотоциклы любят уход. Установка бсз – подарок двигателю и самому хозяину.

Тюнинг мотоцикла Иж. БСЗ на Иж Юпитер

Основная «болячка» двигателя мотоцикла Иж Юпитер – это штатная контактная система зажигания. Любой владелец Юпитера рано или поздно сталкивается с проблемой отказа работы одного из цилиндров из-за изменения зазора в контактах или выхода из строя конденсатора. Регулировка помогает, но, как правило, не надолго. Кардинально решается эта проблема – установкой бесконтактной системы зажигания на мотоцикл.

Одноканальное БСЗ.

Наверняка есть много вариантов исполнения БСЗ, мы все их рассматривать не станем. Остановимся на самом простом, и наверняка самом распространенном в нашей стране варианте. Мотоциклетного рынка или мотомагазина, где можно купить заводское БСЗ, поблизости нет, токаря со станком рядом тоже нет. Исходить будем из этого.

Минимальный набор для установки

Но без минимального набора нам не обойтись, поэтому прежде чем начинать работу необходимо запастись следующими комплектующими, которые продаются в любом автомагазине или авторынке в нашей стране:

1. Коммутатор от ВАЗ 2108

2. Датчик Холла от ВАЗ 2108

3. Комплект проводов для БСЗ от ВАЗ 2107 (с трамблера (датчика Холла) на коммутатор)

4. Катушка зажигания двухвыводная (от автомобиля Ока или Газель с двигателем ЗМЗ 406)

5. Два автомобильных силиконовых высоковольтных провода необходимой длины с колпачками для свечей (можно купить комплект для ВАЗ и взять оттуда, можно просто найти б/у провода, предварительно убедившись в их работоспособности)

Далее, кроме комплектующих, нам понадобится небольшой ровный кусок листовой стали толщиной 1-1,2 мм, для изготовления модулятора и пластины под датчик Холла. Сразу предупреждаю, что нержавеющая сталь или цветные металлы для изготовления модулятора не подходят, так как они не являются магнитными материалами. Для изготовления пластины под датчик Холла можно использовать любой материал достаточной прочности.

Из инструмента могут понадобиться дрель со сверлами, напильники, зубило, молоток ну и другой инструмент, который, как правило, есть в любом гараже.

Процесс переделки

Демонтируем старую систему зажигания. Снимаем с мотоцикла пластину с контактами, конденсаторы, катушки зажигания с высоковольтными проводами. Коммутатор устанавливаем в правом бардачке.

Читать еще:  Обзор особенностей моторного масла марки honda 0w-20: фото и видео

Катушку зажигания крепим к раме под баком. Разъем проводки подключаем к коммутатору, подсоединяем черный массовый провод из разъема на массу. Провод с клеммы №1 разъема коммутатора подключаем к одной из клемм катушки. Вторую клемму катушки подключаем к старой проводке, к проводу на который подается «+12В» при включении зажигания. В старой проводке этот провод соединял обе катушки зажигания. От него же тянем дополнительный провод «+12В» на коммутатор, который подсоединяем к 4-му проводу в разъеме. Все тщательно изолируем. Провод с разъемом к датчику Холла заводим в полость генератора.

Можно проверить работоспособность системы. Подсоединяем датчик Холла к своему разъему, подсоединяем высоковольтные провода на катушку и на свечи зажигания. Обеспечиваем надежную массу свечам. Включаем зажигание и проводим металлическим предметом (можно плоской отверткой) через щель датчика Холла. На свечах должна проскочить искра. Схема работоспособна. (Если искры нет, то что-то подключено неправильно и необходимо все заново проверить.) Теперь осталось подать искру в нужное время в цилиндры, для этого:

Изготавливаем пластину для крепления датчика Холла.

Требований к форме пластины как таковых нет. Она должна обеспечивать крепление датчика Холла на определенном расстоянии от оси якоря.

Приблизительную разметку центрального отверстия и вырезов для винтов крепления к генератору можно скопировать со старой, снятой пластины крепления контактов. Размечаем крепление датчика Холла таким образом, что бы расстояние до задней стенки датчика через щель магнитов от центра якоря было в районе 60-65 мм. Можно проточить в изготавливаемой пластине дополнительные канавки в креплении к генератору для обеспечения небольшого вращения пластины вокруг оси (для облегчения установки момента зажигания), но можно этого и не делать, а просто прикрепить наглухо пластину к генератору. Сверлим, подтачиваем, подгоняем по месту, устанавливаем пластину с датчиком Холла на генератор.

Изготавливаем модулятор «Бабочку»

Следующий момент, необходимо точно измерить расстояние от центра якоря до задней стенки датчика Холла через щель магнитов. Это расстояние берем за основу для изготавливаемого модулятора. В чистоте радиус модулятора должен получиться на два миллиметра меньше, чем измеренное расстояние, это необходимо для зазора между стенкой датчика и краем модулятора.

Выпиливаем из листового металла квадратную заготовку с длиной стороны равной расстоянию от центра якоря до задней стенки ДХ умноженного на два. Размечаем центр квадрата. Размечаем от этого центра внутри квадрата одну окружность нужного радиуса, а вторую окружность радиусом примерно 15 мм. Размечаем сектора внутри большей окружности. Проводим линию через центр окружности. Отмеряем транспортиром или треугольником от центра угол в 60 градусов и проводим вторую линию через центр. На заготовке получается четыре сектора. Два по 60 градусов и два по 120 градусов. Узкие сектора помечаем карандашом или фломастером на выброс. Сверлим в центре размеченной квадратной заготовки отверстие диаметром 8 мм. Аккуратно вырубаем зубилом круг. Линия разметки окружности остается на заготовке. Далее в отверстие вставляем болт, зажимаем заготовку гайкой с обратной стороны и вставляем в патрон дрели. Включаем дрель и напильником или камнем выравниваем неровности и биения наружной кромки заготовки, полученные от зубила. Стачиваем до размера в чистоте. В результате получается идеальный круг нужного диаметра. Зажимаем заготовку в тиски. Аккуратно ножовкой или шлифмашинкой выпиливаем сектора до размеченной внутренней окружности. Внутреннюю часть сектора по нанесенной малой окружности вырубаем зубилом и обтачиваем напильником. Модулятор практически готов. Необходимо проверить, что бы противоположные срезы находились на одной прямой. Это нужно для синхронности в воспламенении цилиндров (на одинаковом расстоянии от ВМТ).

Достаточно, что бы хотя бы одна пара срезов лежала на одной прямой. Эти срезы секторов помечаем, что бы отличить их от нерабочих срезов. Дело в том, что искра образуется в момент ОТКРЫТИЯ шторки в датчике Холла. То есть, когда заканчивается прохождение металлической части через датчик и начинается вырез. Это важный момент и его необходимо учитывать при установке модулятора на мотоцикл. Коленвал вращается ПО часовой стрелке, поэтому располагаем рабочую грань – выходящей из датчика. Относительно не рабочей входящей грани рабочая, находится СЛЕВА.

Устанавливаем модулятор на якорь генератора. Тут может понадобиться регулировка. Обычно подкладывается набор из нескольких шайб либо под модулятор, либо под датчик, для совмещения шторки и прорези датчика. Шторка должна проходить примерно по центру прорези. Вращающийся модулятор не должен задевать стенок датчика.

Установка момента зажигания.

Для установки момента зажигания можно использовать приспособления для определения момента искры, но будем считать, что приспособлений нет. Определяем момент искры по самой искре. Для этого используем штатный индикатор, который идет в комплекте мотоцикла для установки поршня в положение 2,8 мм до верхней мертвой точки. Если индикатора нет, то любыми подручными способами устанавливаем правый поршень в положение 2,8 мм до ВМТ. Модулятор не должен быть затянут на якоре. Включаем зажигание и проворачиваем модулятор по часовой стрелке до пробоя искры в свече. Повторяем операцию и запоминаем положение модулятора относительно якоря при прохождении искры. Затягиваем модулятор, стараясь не провернуть его относительно найденного положения. (Вот тут пригодятся прорези на пластине)

Далее идет проверка и подгонка соосности рабочих граней модулятора, что бы искра была на обоих цилиндрах на одинаковом удалении от ВМТ. Прокручивая коленвал, проверяем еще раз правильность установки момента зажигания для правого цилиндра, запоминая положение индикатора при котором происходит искра. Переустанавливаем индикатор в левый цилиндр, устанавливаем опережение 2,8 мм от ВМТ по индикатору и ловим в этом положении искру. Если все совпадает и искра там, где нужно, можно вас поздравить, настройка завершена, заворачиваем свечи, запускаем и наслаждаемся отныне ровной, на всех оборотах, работой мотора.

Если у вас искра появляется раньше или позже, то выполняем следующие действия.

Вариант А. Если на левом цилиндре искра появляется позже положения 2,8 мм до ВМТ. Необходимо прямо на мотоцикле немного подпилить надфилем ту шторку, которая выходит с датчика Холла, что бы добиться более раннего появления искры. Модулятор в этом случае не откручивайте и не снимайте, а то придется все устанавливать заново!

Вариант Б. Если на левом цилиндре искра появилась раньше чем, на правом, то есть, не доходя до положения 2,8 мм до ВМТ. Отпускаем болт крепления модулятора и устанавливаем момент зажигания сначала для левого цилиндра. Далее повторяем все вышеописанные действия начиная установку момента зажигания с левого цилиндра, плюс используем вариант А для доводки правого цилиндра.

Редакция журнала благодарит Петухова Николая за любезно предоставленные материалы для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

Ссылка на основную публикацию