Описание датчиков на ваз 2106 (давления масла, холла, дтож, холостого хода и пр)

Описание датчиков на ваз 2106 (давления масла, холла, дтож, холостого хода и пр)

Что надо знать о датчике давления масла ВАЗ 2106: устройство, способы проверки и замена

Работоспособность двигателя любого автомобиля зависит от наличия моторной смазки и давления, создаваемого масляным насосом. Чтобы водитель мог контролировать эти важные параметры, на панели приборов «классики» ВАЗ 2106 установлен соответствующий указатель и аварийная лампа, вспыхивающая красным светом. Оба индикатора получают информацию от одного элемента, встроенного в двигатель, — датчика давления масла. Деталь простая и при необходимости легко меняется своими руками.

Назначение датчика контроля давления масла

Все движущиеся и трущиеся детали силового агрегата постоянно омываются жидкой смазкой, подаваемой шестерёнчатым насосом из поддона картера двигателя. Если в силу разных причин подача смазки прекратится либо её уровень снизится до критического, мотор ожидает серьёзная поломка, а то и не одна. Результат — капитальный ремонт с заменой подшипников коленчатого вала, цилиндро-поршневой группы и так далее.

Чтобы уберечь владельца машины от указанных последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль над системой смазки двигателя, действующий по такому алгоритму:

  1. После поворота ключа в замке и включения зажигания загорается красная контрольная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления масла. Стрелка указателя стоит на нуле.
  2. В первые 1—2 секунды после запуска мотора индикатор продолжает гореть. Если подача масла производится в нормальном режиме, лампа гаснет. Реальное давление, создаваемое насосом, стрелка показывает сразу.
  3. При отключении двигателя, потере большого количества смазки или возникновении неполадок красный индикатор моментально загорается.
  4. Если напор смазки в каналах мотора уменьшается до критического, лампочка начинает вспыхивать периодически.

Неисправности, ведущие к падению давления — поломка либо износ масляного насоса, полная выработка вкладышей коленчатого вала или пробой картера.

Главную роль в работе системы играет датчик — элемент, фиксирующий напор масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и указатель — всего лишь средства отображения информации, передаваемой измерителем давления.

Расположение и внешний вид прибора

Датчик, устанавливаемый на классические модели ВАЗ 2106, состоит из следующих деталей:

  • элемент в виде круглого металлического бочонка с одной клеммой для присоединения провода (заводское название — ММ393А);
  • вторая деталь — мембранный выключатель в виде гайки с контактом на торце (обозначение — ММ120);
  • стальной тройник, куда прикручиваются вышеуказанные детали;
  • уплотнительные бронзовые шайбы.

Большой «бочонок» ММ393А предназначен для измерения величины давления, «гайка» с клеммой ММ120 фиксирует его отсутствие, а тройник — это соединительный элемент, вкручиваемый в двигатель. Месторасположение датчика — на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по направлению движения машины) под свечой зажигания №4. Не путайте прибор с датчиком температуры, установленным выше, в головке цилиндров. К обоим контактам подключены провода, ведущие внутрь салона, к торпедо.

В более поздних моделях «классики» ВАЗ 2107 стрелка указателя на приборной панели отсутствует, оставлена лишь контрольная лампа. Поэтому используется урезанная версия датчика без тройника и большого бочонка.

Устройство и схема подключения

Задача мембранного выключателя, выполненного в виде гайки с клеммой, — своевременно замыкать электрическую цепь с контрольной лампой при падении давления смазки. Приборчик состоит из таких деталей:

  • металлический корпус в виде шестигранника;
  • контактная группа;
  • толкатель;
  • мембрана измерительная.

Элемент включён в цепь по простейшей схеме — последовательно с индикатором. Нормальное положение контактов – «замкнуто», поэтому после включения зажигания лампочка загорается. В заведённом моторе возникает напор масла, поступающего к мембране через тройник. Под давлением смазки последняя нажимает толкатель, размыкающий контактную группу, в результате индикатор гаснет.

Когда в двигателе возникает одна из неисправностей, вызывающих снижение напора жидкой смазки, эластичная мембрана возвращается в первоначальное положение и электрическая цепь замыкается. Водитель сразу видит проблему по вспыхнувшей «контрольке».

Устройство второго элемента — «бочонка» под названием ММ393А несколько сложнее. Главную роль здесь тоже играет упругая мембрана, соединённая с исполнительным механизмом — реостатом и ползунком. Реостат представляет собой катушку из хромоникелевой проволоки повышенного сопротивления, а ползунок — это подвижный контакт, перемещающийся вдоль витков.

Электрическая схема подключения датчика и указателя аналогична первой — реостат и прибор стоят в цепи последовательно. Алгоритм работы следующий:

  1. Когда водитель включает зажигание, в цепь подаётся напряжение бортовой сети. Ползунок стоит в крайнем положении, а сопротивление обмотки — максимальное. Стрелка прибора держится на нуле.
  2. После запуска мотора в канале появляется масло, поступающее через тройник в «бочонок» и давящее на мембрану. Она растягивается и толкателем двигает ползунок по обмотке.
  3. Общее сопротивление реостата начинает снижаться, ток в цепи возрастает и заставляет отклоняться стрелку указателя. Чем выше давление смазки, тем сильнее растягивается мембрана и меньше сопротивление катушки, а прибор отмечает рост давления.

На снижение масляного напора датчик реагирует в обратном порядке. Усилие на мембране уменьшается, она отбрасывается назад и тянет за собой ползунок. Тот включает в цепь новые витки обмотки реостата, сопротивление увеличивается, стрелка прибора падает к нулю.

Видео: какое давление должен показывать исправный прибор

Как проверить и заменить элемент

В процессе длительной эксплуатации внутренние детали датчика изнашиваются и периодически выходят из строя. Неисправность проявляется в виде неправдивых показаний индикационной шкалы либо постоянно горящей аварийной лампе. Прежде чем делать выводы о поломках силового агрегата, крайне желательно проверить работоспособность датчика.

Если при работающем двигателе загорелась «контролька», а указатель упал на ноль, ваше первое действие — немедленно заглушить мотор и не запускать до обнаружения проблемы.

Когда лампочка зажигается и тухнет своевременно, а стрелка не отклоняется, следует проверить исправность масляного датчика — измерителя давления ММ393А. Потребуется рожковый ключ размером 19 мм и манометр со шкалой до 10 Бар (1 МПа). К манометру нужно прикрутить гибкий патрубок с резьбовым наконечником М14 х 1,5.

Читать еще:  Причины и меры устранения неисправности renault symbol – отказа заводиться

Порядок проверки следующий:

  1. Заглушите двигатель и дайте остыть до 50—60 °С, чтобы не пришлось обжигать руки во время работы.
  2. Отсоедините от датчиков провода и выверните их ключом на 19 мм вместе с тройником. Учтите, в момент разборки из блока может вытечь небольшое количество масла.

В дороге масляный датчик ВАЗ 2106 проверить сложнее, поскольку под рукой нет манометра. Чтобы убедиться в наличии смазочного материала в каналах мотора, выкрутите элемент, отсоедините главный провод зажигания и вращайте коленвал стартером. При исправном насосе из отверстия выплеснется масло.

Если стрелка на шкале приборов показывает нормальное давление (в диапазоне 1—6 Бар), но при этом горит красная лампа, явно вышел из строя малый мембранный датчик ММ120.

Когда световой сигнал не горит вовсе, рассматривайте 3 варианта:

  • перегорела лампочка;
  • обрыв проводки;
  • пришёл в негодность малый датчик в виде шестигранника.

Первые 2 версии легко проверить путём прозвонки тестером либо мультиметром. Исправность мембранного элемента испытывается так: включите зажигание, снимите с клеммы провод и замкните на массу автомобиля. Если лампа загорится, смело меняйте датчик.

Замена производится путём откручивания большого или малого датчика гаечным ключом. Важно не растерять уплотнительные бронзовые шайбы, поскольку в комплекте с новой деталью их может не оказаться. Потеки моторной смазки из отверстия удалите ветошью.

Оба измерителя не подлежат ремонту, только замене. Их металлические корпуса, способные выдержать давление масла работающего двигателя, герметично закрыты и не разбираются. Вторая причина — низкая цена запасных частей ВАЗ 2106, делающая подобный ремонт бессмысленным.

Видео: как проверяется давление смазки манометром

Видео: замена датчика ВАЗ 2106

Функции и работа указателя

Назначение прибора, встроенного в торпедо слева от тахометра, — отображать уровень давления моторного масла, ориентируясь по датчику. Принцип действия указателя напоминает работу обычного амперметра, реагирующего на изменение силы тока в цепи. Когда механический реостат внутри измерительного элемента изменяет сопротивление, сила тока возрастает либо уменьшается, отклоняя стрелку. Шкала проградуирована в единицах давления, соответствующих 1 Бар (1 кгс/см 2 ).

Прибор состоит из следующих основных элементов:

  • корпус круглой формы;
  • стрелочный механизм с постоянным магнитом и обмотками;
  • контрольная лампочка, присоединённая к соответствующему датчику отдельной линией;
  • шкала с лампой подсветки;
  • резистор компенсационный;
  • соединительные провода с разъёмом.

Нулевые показания устройства соответствуют сопротивлению цепи 320 Ом. Когда оно снижается до 100—130 Ом, стрелка держится на отметке 4 Бар, 60—80 Ом — 6 Бар.

Указатель давления моторной смазки «Жигулей» — довольно надёжный элемент, ломающийся очень редко. Если стрелка не желает покидать нулевую отметку, то виновником обычно оказывается датчик. Когда вы сомневаетесь в работоспособности показывающего устройства, проверьте его простым методом: измерьте напряжение на контактах подключения масляного датчика ММ393А при заведенном двигателе. Если напряжение присутствует, а стрелка лежит на нуле, прибор следует поменять.

Система слежения за давлением масла ВАЗ 2106 с двумя датчиками и механическим указателем отличается простотой и надёжностью в работе. Невзирая на устаревшую конструкцию, автолюбители нередко покупают и ставят эти измерители на другие, более современные автомобили, оснащённые с завода лишь контрольным индикатором. Примеры — обновлённая ВАЗовская «семёрка», Chevrolet Aveo и Niva.

Основные аспекты работы датчиков на отечественной «Шестерке»

Любой современный автомобиль оснащается различными регуляторами и контроллерами, предназначенными для мониторинга состояния узлов и агрегатов машины. Даже старые отечественные «шестерки» в данном случае — не исключение. Подробнее о том, что представляет собой датчик давления масла, уровня топлива, температуры антифриза на ВАЗ 2106, вы сможете узнать из этой статьи.

Давления масла

На «шестерках» и прочих классических моделях установлен датчик давления масла ВАЗ 2106 типа Мм393А. Указатель давления работает по принципу преобразования этого параметра, который создается в системе смазки, в сопротивление. Монтаж датчика давления масла осуществляется в блок цилиндров мотора. Здесь же устанавливается и регулятор, который включает лампочку давления масла.

Срабатывание этого элемента осуществляется в результате замыкания и размыкания контактов при том или ином уровне давления в системе. На контрольном щитке может загореться соответствующий индикатор, если нарушены характеристики, а именно, если в системе мало жидкости.

Обозначение элементов детали

Как проверить контроллер? Проверить датчик давления моторной жидкости можно путем снятия регулятора из места установки. После снятия следует покрутить стартером, заводить силовой агрегат при этом не нужно. В том случае, если с подачей расходного материала все нормально, то нужно менять регулятор. О подаче масла можно узнать по брызганью жидкости из посадочного места контроллера.

Уровня топлива

На «шестерках» устанавливается указатель уровня топлива типа БМ-150, сам контроллер по схеме монтируется в бензобак, фиксируется он с помощью болтов. В состав ДУТ входят резисторное устройство и поплавок. Чтобы контроллер мог указать правильный уровень бензина в системе, резисторное устройство управляется в результате движения поплавка.

Непосредственно сам поплавок указателя уровня топлива подключен к резистору с помощью рычага, на конце которого расположен скользящий элемент. Благодаря последнему может загораться лампа резерва бензина на приборной панели. В том случае, если регулировка контроллера правильная, то эта лампочка горит при 5-6 литрах бензина в баке.

Процедура диагностики контроллера производится путем измерения уровня сопротивления резисторного устройства. Если бензобак пустой, этот параметр должен составлять около 315-345 Ом, если он наполовину полный — 108-128 Ом, если полный — около 70 Ом. Диагностика осуществляется с применением комбинированного тестера (автор видео- ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).

Что касается указателя температуры, то в ВАЗ 2106 используется устройство типа ТМ-106, этот регулятор также часто называют датчиком включения вентилятора. Сам контроллер выполнен в виде винта, подключение которого осуществляется к блоку цилиндров. Что касается принципа работы датчика температуры или датчика включения вентилятора, то он аналогичен описанному выше. Но только в этом случае устанавливается терморезисторный элемент, изменяющий параметр сопротивления в зависимости от температуры расходного материала.

От датчика включения вентилятора зависит правильность работы двигателя, поскольку, если температура будет слишком высокой, а вентилятор не начнет работать, это приведет к перегреву мотора. На приборной панели авто имеется указатель температуры двигателя, позволяющий автовладельцу всегда знать о его состоянии.

ДЖОТ и датчик включения вентилятора на карбюраторной машине — это два разныx датчика, а на инжекторной — один датчик.

Холла

Датчик Холла ВАЗ представляет собой устройство, изменяющее уровень напряжения на выходе в соответствии с изменениями в магнитном поле. Данный контроллер функционирует как обычное аналоговое преобразовательное устройство, предназначенное для коммутации питания в зажигательной системе. На «шестерках» регулятор монтируется в сам трамблер. Замена датчика Холла потребуется в случае его полной поломки, поскольку использовать авто с вышедшим из строя контроллером не получится.

Холостого хода

О регуляторе холостого хода ВАЗ обычно вспоминают в том случае, если двигатель начинает работать некорректно. Причин, по которым мотор может троить, множество, но довольно часто это возникает именно из-за этого элемента. Устройство устанавливается в карбюратор. Если мотор троит, в первую очередь необходимо продуть регулятор.

Видео «Решение проблемы холостого хода»

Как избавить себя от проблемы ХХ — смотрите на видео (автор ролика — Наиль Порошин).

Датчики ВАЗ – основные датчики на инжекторных автомобилях ВАЗ

Итак, уважаемые посетители, сегодня мы вам расскажем про основные датчики на ВАЗ. Поскольку принцип работы инжекторных двигателей у линейки автоВАЗа один, то в принципе мы свели воедино мануал по датчикам, которые устанавливаются на инжекторные ВАЗы заводом изготовителем, подготовили краткое описание принципов работы и назначения каждого из нижеприведенных датчиков. Ведь по сути сам принцип работы инжекторного двигателя это взаимосвязанная работа «мозгов» (ЭБУ) и различного рода датчиков, между ними идет постоянный обмен информацией и в зависимости от совокупности тех или иных показателей датчиков контроллер готовит смесь и обеспечивает устойчивую и правильную работу двигателя.

Итак начнем с датчика положения коленчатого вала ДПКВ. (на фото выше)

Без этого крайне важного датчика и в случае его неисправности автомобиль просто не заведется. ДПКВ формирует сигналы на ЭБУ при помощи специального зубчатого диска, на котором при внимательном рассмотрении, можно увидеть как бы «недостающий» зуб, этот диск установлен непосредственно на коленвале. ДПКВ на ВАЗах расположен на крышке масляного насоса. Датчик достаточно надежен и его выход из строя редкость. Но тем не менее если он выйдет из строя у вас будут проблемы. Рекомендуем возить его с собой в бардачке на всякий случай.

Поехали дальше. Еще один немаловажный датчик – Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ.

Этот датчик работает в связке с регулятором холостого ходя, и определяет насколько открыта дроссельная заслонка. Если данный датчик начинает глючить или вообще выходит из строя, то устойчивого холостого хода нам не видать и обороты двигателя будут жить своей жизнью. Так же могут ощущаться провалы, двигатель будет тянуть рывками, в общем мало приятного.

Теперь нашему взору представлен датчик фаз, или Датчик положения распределительного вала ДПРВ.

Он определяет положение распредвала. Не применялся на 8 клапанных моторах ранних инжекторных ВАЗов. Участвует в формировании фазированного вспрыска, то есть работает в нужный момент нужная форсунка конкретного цилиндра. Если датчик неисправен, то система работает словно его нет, и подача топлива происходит в попарно-параллельном режиме, что приводит к перерасходу бензина со всеми вытекающими. То есть ездить можно, но не нужно, лучше заменить неисправный датчик.

Теперь рассмотрим Датчик Детонации ДД.

Он устанавливается непосредственно на блоке двигателя между третьим и вторым цилиндром. Бывает двух типов – резонансный и широкополосный. Эти два типа датчиков не взаимозаменяемы. Соответствует своему наименованию целиком и полностью, следит за детонацией двигателя и в зависимости от наличия и силы детонации помогает «мозгам» корректировать УОЗ (угол опережения зажигания). В случае выхода датчика из строя двигатель будет тупить и возрастет расход бензина.

Теперь перейдем ко всем нам хорошо знакомому датчику, который и в карбюраторных авто играл немаловажную роль – это датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ.

Контролирует температуру ОЖ, передает информацию об этом в ЭБУ, и тот, помимо включения-выключения вентилятора радиатора использует ее еще для массы нужд, начиная от работы клапана адсорбера и заканчивая регулировкой оборотов на холодном двигателе

Теперь следующий датчик – Датчик скорости.

Формирует импульсы в зависимости от скорости автомобиля, устанавливается на КПП, на всех инжекторных ВАЗах используются исключительно шести импульсные ДС. Помимо показаний спидометра и одометра влияет так же на смесеобразование, так что не пренебрегайте его исправностью.

Следующий в нашем мануале датчик – это датчик массового расхода воздуха ДМРВ.

Датчик играет весомую роль в работе двигателя, так что очень часто симптомами его неверной работы является плавающий холостой ход, неровная работа двигателя на малых оборотах, ухудшение тяги, в общем мало приятного. Расположен сразу после воздушного фильтра и контролирует количество воздуха забираемое извне. Достаточно дорогостоящий датчик. О том как проверить его работоспособность и попробовать восстановить его в случае неисправности читайте в этой статье.

Лямбда зонд или датчик концентрации кислорода

определяет количество кислорода в выхлопных газах, принимает активное участие в смесеобразовании двигателя. На евро-2 установлена 1 лямбда, на евро-3 уже две, но вторая не участвует в смесеобразовании а просто исполняет контролирующую функцию. При пробеге 80-100 тысяч километров вполне может выйти из строя или засориться и давать неверные показания, соответственно гарантировано ухудшение динамики двигателя и перерасход топлива.

Ну и на закуску один из самых капризных датчиков – Регулятор холостого хода (РХХ)

данный датчик отвечает за стабильный холостой ход. Пропускает воздух в двигатель на холостых оборотах в обход ДПДЗ. Именно от него в первую очередь зависит стабильный ХХ на нужных оборотах, очень часто выходит из строя, так же очень большой процент брака среди новых датчиков. Ну вот вкратце и все, надеемся что краткий ликбез по датчикам, применяемым на инжекторных ВАЗах помог вам составить для себя картину работы инжекторного двигателя. Всем удачи на дорогах.

Датчик давления масла ВАЗ 2106

Работоспособность любого двигателя в автомобиле напрямую зависит от качества и количества масла, а также его давления, которое создается при помощи масляного насоса. Контролирует передачу показателей состояния этих параметров датчик давления масла.

Не каждый владелец ВАЗ 2106 знает, где находится тот или иной элемент. Датчик давления масла в этом автомобиле располагается на левой стороне блока цилиндров, под четвертой свечой зажигания. Не стоит путать данный элемент с датчиком температуры, который можно обнаружить тоже в блоке цилиндров, но немного выше.

Конструкция датчика включает в себя следующие элементы:

  • Круглый металлической бочонок, на котором находится одна клемма для присоединения провода.
  • Мембранный выключатель с контактом на торцевой поверхности.
  • Стальной тройник.
  • Бронзовые шайбы, выступающие в качестве уплотнителей.

Принцип работы бочонка основан на определении величины давления, гайка в случае необходимости успевает зафиксировать его отсутствие, а тройник играет роль соединительного элемента, вкрученного в двигатель.

Цена и артикул

На данный момент существует несколько датчиков давления масла на ВАЗ-2106 от разных производителей. Ниже представлена таблица наиболее распространенных из них, где указано название датчика, артикул и его цена.

Датчик Артикул Стоимость, в рублях
Датчик давления масла ВАЗ 2101/ 2102/ 2103/ 2104/ 2105/ 2106/ 2107 21063829 100
Датчик давления масла(BCG) ММ393 150
Датчик давления масла(FKQ) Vernet OS3518 150
Датчик давления масла ERA 330566 140

Проверка и замена

Во время эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106 датчик давления масла может выйти из строя, и основной причиной для этого послужит его износ. В основном, поломка обнаруживается при просмотре показателей датчика на приборной панели, а также о возможных неисправностях может сообщить аварийная лампочка.

В любом случае, перед тем, чтобы не делать поспешные выводы, следует проверить его работоспособность.

Так, например, если во время работы автомобиля неожиданно загорится аварийная лампочка, а стрелка при этом не будет отклоняться, то рекомендуется проверить исправность измерителя давления в датчике. Для того чтобы осуществить проверку, потребуется использовать рожковый ключ и манометр.

К манометру дополнительно прикручивается гибкий патрубок, имеющий резьбовой наконечник.

Последовательность проверки выглядит следующим образом:

  • Двигатель автомобиля выключается и остывает до температуры, не превышающей 60 0 С. Это необходимо для того, чтобы не обжечься во время проведения работ.
  • Следующим действием становится отсоединение проводов, прикрепляемых к датчику. Их можно вывернуть ключом вместе с тройником. При этом следует учитывать, что в процессе разборки датчика из блока может вылиться масло.

  • После этого в освободившееся отверстие вкручивают резьбовую часть патрубка и подтягивается. Затем заводится двигатель и ведется контроль за показаниями манометра. Схема подключения приведена на рисунке.

Если в результате измерения давления датчик выдает результаты, отличающиеся от стандартных – «7 Бар», то можно сделать вывод о наличии неисправностей в датчике и необходимости его замены.

Если же на приборной панели загорелся и тут же полностью отключился световой сигнал, то причина поломки может заключаться в:

  • выходе из строя лампочки;
  • обрыве проводов;
  • износе малого датчика, имеющего форму шестигранника.

Первые два варианта можно проверить с помощью мультиметра или специального тестера, которые продемонстрируют отличие нужных показателей от стандартных характеристик. Для того чтобы проверить работоспособность малого датчика, потребуется посмотреть, как лампочка реагирует на изменения. Выполняется это с помощью включения зажигания и снятия клеммы с проводов.

Замена элемента осуществляется путем откручивания любого из датчиков – большого или малого гаечным ключом. При этом важно обратить внимание на количество уплотнительных шайб, так как новая деталь может не содержать подобных комплектующих элементов. Стоит отметить, что обе детали не подлежат ремонту, их можно только заменить.

Что делать, если загорелся датчик

В том случае, если загорелась аварийная лампочка датчика давления масла, необходимо первым делом проверить уровень масла. Дело в том, что ее недостаток может снизить напор в масляной системе, что негативно отразится на работоспособности двигателя. Именно это фиксирует датчик давления масла.

При этом не стоит затягивать с доливом масла, так как любая дальнейшая поломка системы может привести к серьезным затратам на ремонт.

В результате нужно сказать, что эксплуатация ВАЗ-2106 требует ответственного отношения, регулярного осмотра работоспособности всех систем и элементов, среди которых немаловажную роль играет датчик давления масла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector