Ремонт и настройка регуляторов rq на тнвд камаз
Регуляторы изменяемых оборотов RQV
Конструкция
Регулятор RQV подобен по конструкции регулятору RQ. Пружины регулятора встроены в грузики, которые в противоположность грузикам на регуляторе RQ, продолжают двигаться наружу в пределах определенной области регулировки до тех пор, пока обороты возрастают. Каждое положение рычага управления (1) соответствует данному числу оборотов, при котором начинается регулировка оборотов.
Перемещение рычага управления передается через соединительный рычаг (2) из двух частей (шарнирный рычаг) и направляющий блок (4) на изменяемый шарнирный рычаг и затем на управляющую рейку (8). Поворотная точка шарнирного рычага может передвигаться внутри направляющей скользящего блока. Это вместе с шарнирным рычагом, также направляемым в кулачке пластины (3), соединенным с корпусом регулятора, приводит к изменению в коэффициенте передачи шарнирного рычага. Скользящий болт (12) является соединительным элементом между механизмом регистрации оборотов с грузиками (17) и шарнирным рычагом. Он подпружинен для создания давления (скользящая пружина). Как и в регуляторе RQ, пружинные блоки, установленные в грузиках, обычно содержать три витые пружины (16), размещенные концентрически. Наружная пружина обеспечивает управление в области низких оборотов; она крепится между грузиком и регулировочной гайкой (15), когда она служит в качестве элемента для предварительного натяжения (усилия).
Рис. 3. Пружины максимальных оборотов; 4. Пружина оборотов холостого хода; а — ход регулировки оборотов холостого хода.
Когда она идет наружу, грузик (5) вначале проходит короткое расстояние, соответствующее ходу в области оборотов холостого хода (этап холостого хода). Затем она касается гнезда пружины (2) и внутренние пружины между гнездом пружины и регулировочной гайкой (1) также вступают в действие.
Рис. 1. Управляющая рейка; 2. Пружина компенсации зазора; 3. Стопор режима полной нагрузки; 4. Регулировочная гайка; 5. Пружина регулятора; 6. Грузик; 7. Соединительная вилка; 8. Шарнирный рычаг; 9. Направляющий блок; 10. Соединительный рычаг; 11. Кулачок пластины; 12. Кривошип; 13. Ползун; 14. Скользящий болт.
Запуск двигателя
В отношении управления количеством подаваемого для запуска топлива регулятор RQV отличается от регулятора RQ следующим. Если водитель нажимает педаль акселератора до пола, когда двигатель работает первое время, то управляющая рейка остается в своем положении для запуска двигателя выше низких оборотов холостого хода, поддерживая это положение вплоть до повышенных оборотов холостого хода (максимальных). Это не совпадает с работой регулятора RQ, который регулирует обороты до установки в положение полной нагрузки, как только превышаются низкие обороты холостого хода. Прекращение первой регулировки оборотов должно происходить перед тем, как стопор режима полной нагрузки перескочит в свое рабочее положение.
Рис. 1. Стопор для остановки двигателя; 2. Стопор для повышенных оборотов холостого хода (максимальных); 3. Остановка; 4. Запуск; 5. Полная нагрузка.
Рабочие характеристики
Установка низких оборотов холостого хода
1. Установка; 2. Холостой ход; 3. Полная нагрузка
Как только двигатель завелся, водитель отпускает педаль акселератора и рычаг управления возвращается в положение низких оборотов холостого хода. Управляющая рейка также передвигается обратно в положение низких оборотов холостого хода, как определяется регулятором, который только что начал работать.
Промежуточные обороты
Рис. 1. Ползун; 2. Скользящий болт со скользящей пружиной; 3. Холостой ход; 4. Промежуточные обороты; 5. Частичная нагрузка; 6. Остановка; 7. Полная нагрузка.
Когда нагрузка на двигатель увеличивается или уменьшается при любом числе оборотов, определяемым рычагом управления (педалью акселератора), регулятор изменяемых оборотов увеличивает или уменьшает количество подаваемого топлива, чтобы удержать установленные обороты в пределах, устанавливаемых коэффициентом снижения оборотов (снижением оборотов). Пример: пользуясь педалью акселератора, водитель перемещает рычаг управления из положения низких оборотов холостого хода в положение, которое должно соответствовать требуемой скорости (нагрузке) автомобиля. Движение рычага управления преобразуется на изменяемый шарнирный рычаг через соединительный рычаг. Коэффициент передачи рычага изменяется; непосредс’ ченно над областью холостого хода он увеличивается до такой степени, чтобы даже относительно малая частота общего хода рычага управления или грузиков была достаточна для перемещения управляющей рейки до стопора режима полной нагрузки (часть L-В’ на кривой характеристик регулятора).
Следовательно, должен иметься фиксированный стопор управляющей рейки (не подпружиненный стопор). Когда рычаг управления продолжает поворачиваться, он прижимает скользящую пружину. В это время управляющая рейка остается напротив стопора режима полной нагрузки, так что обороты двигателя возрастают быстро (часть В’-В”). В процессе этого грузики движутся наружу, но управляющая рейка остается в положении полной нагрузки, пока натяжение на скользящей пружине не спадет. Грузики теперь будут свободны, чтобы приложить усилие к шарнирному рычагу и передвинуть управляющую рейку по направлению к положению остановки двигателя (6). Количество подаваемого топлива уменьшается и обороты двигателя ограничиваются. Это ограничение оборотов двигателя соответствует определенному положению рычага управления и грузика (часть В-С). Это означает, что каждое положение рычага управления соответствует данной области оборотов двигателя настолько долго, пока двигатель не перегружается или не будет приводиться в движение от автомобиля, который движется под уклон (торможение двигателем). Если нагрузка двигателя теперь слегка увеличивается, к примеру, при движении в гору, обороты двигателя и регулятора уменьшаются. В результате этого грузики движутся внутрь и передвигают управляющую рейку в направлении режима полной нагрузки, поддерживая, таким образом, обороты двигателя постоянными на уровне, определенном положением рычага управления и снижением оборотов (коэффициентом снижения оборотов). Однако если нагрузка увеличивается до такой степени, что обороты двигателя продолжают падать, даже после того как управляющая рейка передвинулась в направлении стопора, соответствующем полной нагрузке, грузики «откликаются- на это дополнительное снижение оборотов передвижением еще дальше внутрь. В этом случае они сдвигают скользящий болт влево.
Другими словами, грузики пытаются сдвинуть управляющую рейку даже дальше в направлении полной нагрузки. Однако управляющая рейка уже упирается в стопор полной нагрузки, который предотвращает ее дальнейшее перемещение — в результате усилие прилагается к скользящей пружине. Это равносильно перегрузке двигателя и зодитель должен переключиться на пониженную передачу. Противоположный эффект происходит при движении под уклон. При этом двигатель ускоряется из-за его вращения катящимся автомобилем (торможение двигателем). Следовательно, грузики движутся наружу и управляющая рейка оттягивается назад до упора в направлении остановки двигателя. Если обороты двигателя продолжают увеличиваться и при управляющей рейке, находящейся в положении остановки двигателя, то скользящая пружина натягивается в противоположном направлении. Характеристики регулятора в основном действительны при всех установках (положениях) рычага управления и работают, когда обороты или нагрузка двигателя изменяются до такой степени, что управляющая рейка упрется или в стопор положения максимальной подачи топлива или в стопор положе ния остановки двигателя.
Управление (контроль) крутящим моментом
Рис. Кривые характеристик регулятора изменяемых оборотов RQV: 1. Ход управляющей рейки; 2. Ход рейки при запуске теплого двигателя; 3. Ход рейки при запуске холодного двигателя; 4. Пример; 5. Регулировка оборотов при полной нагрузке; 6. Обороты двигателя.
Контроль крутящего момента вступает в действие в области между n1 и n2 и при полной нагрузке вдоль линии C1 D1 У регулятора RQV механизм управления крутящим моментом встроен в специальный стопор управляющей рейки или в шток управления крутящим моментом, который устанавливается вместо нормальной соединительной рейки.
Повышенные обороты холостого хода (максимальные)
Рис. 1. Остановка; 2. Холостой ход; 3. Полная нагрузка.
Регулировка оборотов в режиме полной нагрузки (часть Е1 — F1) начинается сразу же, как только двигатель превысит максимальные обороты в режиме полной нагрузки, когда грузики двигаются наружу, а управляющая рейка двигается в направлении прекращения подачи топлива. Повышенные обороты холостого хода (максимальные) n10 достигаются тогда, когда с двигателя убирается вся нагрузка.
Ремонт и настройка регуляторов RQ на ТНВД Камаз
Смотрите также
Перестаёт работать дизель на КАМАЗе
Неисправности ТНВД
Смазывающие присадки для дизельного топлива и ТНВД
Почему рвет вал привода ТНВД в КАМАЗ 6?
Как отрегулировать ТНВД БОШ на стенде 0 402 648 611?
Базовые данные для ремонта и регулировки топливных насосов высокого давления 0 402 648 611, устанавливаемых на ДВС автомобилей КамАЗ. Регуляторы RQ и RQV будут рассматриваться в сравнении с механическими регуляторами RQV…K, устанавливаемым на ДВС автомобилей КамАЗ.
Ремонт ТНВД с регуляторами RQV…K
Общее описание сборки ТНВД
Перед началом сборки ТНВД необходимо произвести мойку и дефектовку. Мойку деталей топливного насоса и корпусов форсунок целесообразно производить в мойках барабанного типа, работающих по замкнутому циклу. Автор в течении последних 5 месяцев использует мойку Гейзер с диаметром барабана 700 мм.
Рисунок 1.1 – Набор инструмента для установки и фиксации плунжера.
Рисунок 1.2 – Положение кулачков кулачкового вала при установке и снятии стопоров толкателей.
При дефектовке обратить внимание на рабочие поверхности кулачкового вала, толкателей, подшипников и пружин. Корпус ТНВД должен быть очищен, перед мойкой следует удалить все кольца, оставшиеся после демонтажа втулок плунжера.
На рисунке 1.1 представлены инструменты для установки плунжера и толкателя и фиксации толкателя.
Положение фиксатора толкателя таково, что каталожный номер, указанный на корпусе толкателя расположено сверху, а метка 0 на поворотной части фиксатора – снизу. Стопоры толкателей устанавливать и демонтировать на полностью отжатые кулачки с целью предотвращения поломки стопоров.
Кулачковый вал следует устанавливать как указано на рисунке 1.2.Установку кулачкового вала производить как указано на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Установка кулачкового вала ТНВД.
Демонтаж и установку кулачкового вала в корпус ТНВД производить при помощи пресса либо же легкими ударами через медную или алюминиевую наставку. Все ударные работы рекомендуется производить резиновыми молотками. Металлические заглушки использовать однократно.
Регулировка ТНВД на стенде
На стенд устанавливается собранный ТНВД. Первоначально производим регулировку углов подачи секций ТНВД в соответствии с тест-планом.
На рисунке 2.1 показано подключение подачи тестовой жидкости в ТНВД на стенде. Точка подключения подачи указана в тест-плане на каждый ТНВД. Точка подключения с передней части ТНВД – точка 1, с задней – 2. Подключение подачи в нашем случае осуществляется к точке 3.2, в обратный слив соответственно – к точке 3.1.
Рисунок 1.3 – Установка кулачкового вала ТНВД.
В таблице 2.1 указаны высоты поднятия плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ различных моделей, при которых происходит перекрытие подачи топлива.
Таблица 2.1 – Высота подъема плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ
Модель ТНВД | ||||
Мощность, л.с. | ||||
Ход рейки, мм | ||||
Ход плунжера, мм |
Модель ТНВД |
Мощность, л.с. |
Ход рейки, мм |
Ход плунжера, мм |