Как устроен замок зажигания автомобиля. схема и элементы замка зажигания.

Как устроен замок зажигания автомобиля. схема и элементы замка зажигания.

Устройство замка зажигания

Смотрите также

Размораживатель замков. Какое средство выбрать?

Как разморозить автомобильный замок

Ремонт замка зажигания

10 способов открыть замерзший замок в машине

Как открыть замерзший замок автомобиля

Замок зажигания или выключатель зажигания — это основной коммутирующий компонент, который контролирует подачу питания к электрическим системам, также предотвращает разрядку аккумулятора, когда автомобиль припаркован и находится в спокойном состоянии.

Замок зажигания состоит из двух частей:

  1. Механическая — цилиндрический замок (личинка), он состоит из цилиндра, именно в него вставляется ключ зажигания.
  2. Электрическая — контактный узел, состоит из группы контактов, которая замыкается определенным алгоритмом при повороте ключа.

В ключе зажигания обычно установлен цилиндрический замок, который справляется одновременно с несколькими задачами, такими как: поворот контактного узла и блокировкой рулевого колеса. Для блокировки использует специальный запорный стержень, который при повороте ключа выдвигается из корпуса замка и попадает в специальный паз в рулевой колонке. Устройство замка зажигания само по себе имеет простую конструкцию, сейчас попробуем разобрать все ее составляющие. Для более наглядного примера рассмотрим, как устроен замок зажигания:

Детали выключателя зажигания

  • а) тип KZ813;
  • б) тип 2108-3704005-40;
  1. Скоба.
  2. Корпус.
  3. Контактная часть.
  4. Облицовка.
  5. Замок.
  6. А — отверстие для фиксирующего штифта.
  7. Б — фиксирующий штифт.

Личинка соединена с проводом и установлена внутри широкой цилиндрической пружины, при этом один край прикрепляется к самой личинке, а другой уже непосредственно к корпусу замка.С помощью пружины замок может автоматически возвращаться в исходное положение после включения зажигания или после не успешной попытки запуска силового агрегата.

Поводок замка может не только поворачивать диск контактного узла, но и фиксировать замок в нужном положении. Специально для этого поводок сделан в виде широкого цилиндра, в котором есть радиальный канал, проходящий насквозь. По обе стороны на канале расположены шарики, между ними и находится пружина, с помощью которой шары заходят в лунки с внутренней стороны на корпусе замка, таким образом, обеспечивая их фиксацию.

Контактный узел имеет две основные части, такие как: контактный диск, который может приводиться в движение и неподвижная колодка с видимыми контактами. На самом диске установлены пластины, именно через них проходит ток после поворота ключа в замке зажигания. В основном на колодке размещены до 6 и более контактов, выходы у них, как правило, находятся на обратной стороне. На сегодняшний день современные замки используют контакты в виде пластин с одним разъемом.

Контактная группа, в основном отвечает за запуск стартера, систему зажигания, контрольно-измерительные приборы, она расположена в глубине корпуса замка. Провести проверку ее работоспособности можно с помощью специальной контрольной лампы. Но вначале перед этим, специалисты рекомендуют сделать проверку на повреждения кабелей, которые идут к замку, если обнаружатся таковые, то места повреждения потребуется заизолировать лентой.

Электрическая схема замка зажигания ВАЗ 2109

Как работает замок зажигания

Важным механизмом в автомобиле является замок зажигания, принцип работы которого будем рассматривать далее в статье.

Принцип работы замка зажигания

Система работы замка довольно простая, поэтому сейчас рассмотрим основные задачи, с которыми может он справиться:

  1. Возможность подключать и отключать электрическую систему питания автомобиля к аккумулятору, в свою очередь после запуска двигателя производить подключение к генератору.
  2. Возможность подключать и отключать систему зажигания двигателя к источнику питания.
  3. Когда производится запуск двигателя, то замок зажигания может на небольшой промежуток времени включить стартер.
  4. Обеспечивает работу таких приборов при отключенном двигателе, как: магнитола и сигнализация.
  5. Некоторые функции замка зажигания можно использовать как средство против угона, например, возможность ставить блокировку на рулевое колесо, когда двигатель в спокойном состоянии.

Замки зажигания могут иметь от двух до четырех положений переключения. В зависимости от того в каком положении находится ключ зажигания в авто, вы сможете определить какие системы питания работают в тот или иной момент. Ключ в автомобиле можно вытянуть только в одном положении, когда все потребители питания в отключенном состоянии. Чтобы иметь более детальное представление о работе замка зажигания нужно ознакомиться с его схемой:

Читать еще:  Пять смертельных ошибок ночного вождения, которые совершают даже опытные водители

Схема работы замка зажигания

В каких положениях может работать замок зажигания

  1. «Выключено». В автомобилях отечественного производителя это положении отображается как «0», но на некоторых более древних образцах положение имело значение «I». На сегодняшний день в усовершенствованных автомобилях эта метка вообще не отображается на замке.
  2. «Включено» или «Зажигание» — на автомобилях отечественного производства встречаются такие обозначения: «I» и «II», в более новых модификациях это «ON» или «3».
  3. «Стартер» — отечественные авто «II» или «III», в новых авто – «START» или «4».
  4. «Блокировка» или «Стоянка» — старые автомобили обозначены «III» или «IV», иностранные авто «LOCK» или «0».
  5. «Дополнительное оборудование» — отечественные замки не имеют такого положения, иностранные версии авто обозначены: «Асс» или «2».

Схема положений замка зажигания

Когда вставляется ключ в замок и проворачивается по часовой стрелке, тоесть переходит из «Блокировки» в положение «Включено» («ON»), тогда и включаются все основные электрические цепи автомобиля, такие как: освещение, стеклоочиститель, отопитель и другие. Иностранные авто устроены немного по другому, у них сразу перед положением «ON» стоит «Асс», таким образом дополнительно еще запускается магнитола, прикуриватель и свет в салоне. Если ключ провернуть еще по часовой стрелке, то замок перейдет в положение «Стартер», в этот момент должно подключиться реле и запуститься двигатель. Данное положение не может быть зафиксировано, потому что сам ключ удерживает водитель. После успешного запуска мотора ключ возвращается в исходное положение «Зажигание» — «ON» и уже в этом состоянии ключ фиксируется в одном положении до полной остановки мотора. Если же необходимо заглушить мотор, то в таком случае ключ просто переводится в положение «Выключено», тогда все цепи питания отключаются и двигатель останавливается.

Схема работы ключа в замке зажигания

В автомобилях с дизельными двигателями происходит включение клапана с перекрывающей подачей топлива и заслонкой, которая закрывает подачу воздуха, в результате всех этих действий электронный блок управляющий двигателем останавливает свою работу.
Когда двигатель уже полностью остановлен, то ключ можно переключать в положение «Блокировка» — «LOCK» после чего руль становиться неподвижным. В иностранных автомобилях в положении «LOCK» отключаются все электрические цепи и блокируется руль, автомобили с автоматической коробкой передач еще дополнительно блокируют селектор, который находится в положении «P».

Схема проводки замка зажигания ВАЗ 2101

Как правильно подключить замок зажигания

Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.

Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:

  • клема 50 – красный провод, с помощью него работает стартер;
  • клема 15 – синий с черной полосой, отвечает за обогрев салона, зажигание и другие приборы;
  • клема 30 – розовый провод;
  • клема 30/1 – коричневый провод;
  • INT – черный провод отвечающий за габариты и фары.

Схема подключения проводов

Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера. В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа. Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.

На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:

  1. Батарейная, как правило, с автономным источником питания, с его помощью можно включать электроприборы не запуская двигатель.
  2. Генераторная, можно использовать электрические приборы только после запуска двигателя, тоесть после того как запуститься электрический ток.

Как работает контактная группа

Контактная группа в автомобиле предназначена для того, чтобы соединять все электрические цепи автомобиля и группировать их. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, то происходит замыкание электрической цепи от клеммы «минус», которая расположена на аккумуляторе к индукционной катушке зажигания. Электрический ток от системы проводов идет к замку зажигания, проходит контакты на нем, после чего направляется к индукционной катушке и возвращается к клемме «плюс». Катушка обеспечивает высоким напряжением свечу зажигания, через которую подается ток, далее ключ замыкает контакты цепи зажигания, после чего и происходит запуск двигателя. После того, как контакты замкнулись друг с другом при помощи контактной группы, ключ в замке необходимо повернуть на несколько положений. После этого в положении А, когда цепь от источника питания распределит напряжение, все электроприборы запустятся.

Читать еще:  Сапун двигателя: что это такое?

Что может произойти с замком зажигания

Чаще всего поломаться может сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Каждая поломка имеет свои отличия:

  • Если при вставлении ключа в личинку вы заметили, какие-то трудности при входе, или же сердцевина не достаточно хорошо проворачивается, то следует сделать вывод, о том, что замок стал неисправным.
  • Если вы не можете разблокировать рулевой вал в первом положении, — поломка в запорном механизме.
  • Если в замке не наблюдаются проблемы, но при этом зажигание не включается или же наоборот происходит включение, но стартер не работает, то значит, что неисправность нужно искать в самой контактной группе.
  • Если вышла из строя личинка, то необходима полная замена замка, если поломался контактный узел, то возможна его замена без личинки. Хотя на сегодняшний день гораздо лучше и намного дешевле полностью произвести замену, чем ремонтировать старый замок зажигания.

В результате всего выше сказанного хотелось бы сказать, что замок зажигания это одна из самых надежных деталей в автомобиле, но и она имеет свойство ломаться. Самые частые поломки, которые можно встретить, это заедание личинки или вообще ее износ, коррозия контактов или же механические повреждения в контактном узле. За всеми этими деталями нужен бережный уход и своевременная диагностика, дабы избежать серьезных неисправностей. А если уж и не удалось «перехитрить судьбу», то дабы справится с его ремонтом самостоятельно нужно обязательно знать устройство замка зажигания и принцип его работы.

Как работает замок зажигания

В современных автомобилях запуск двигателя водителем осуществляется разными способами. В некоторых машинах внедрен бесконтактный пуск мотора, а часть легковушек заводится после нажатия кнопки «Старт/Стоп». Однако подавляющее большинство автомобилей оснащено классическим замком зажигания, который замыкает провода после проворота ключа водителем.

Основные составляющие элементы замка

Прежде чем описывать устройство замка зажигания, необходимо знать, что появился данный узел в автомобиле не сразу. Так как он чаще всего используется для запуска стартера, который был внедрен в конструкцию авто не на ранних этапах. Первые машины заводились криволинейным рычагом, вставляемым в переднюю часть авто, и напрямую вращающие коленвал.

Замком зажигания принято называть базовый коммутирующий элемент, обеспечивающий подачу питания непосредственно на электрические системы и способствующий минимизации разрядки аккумуляторной батареи во время парковки либо стоянки транспорта.

Большинство моделей замков конструкционно поделены на механические и электрические блоки. Блок с механикой включает в себя личинку замка. В этом цилиндрическом устройстве скрывается механический «секрет», состоящий из цилиндров и пружинок, располагающихся в определенном порядке. Это обеспечивает необходимость использования уникального ключа для конкретного замка.

Второй блок наделен группой электрических контактов. Их соединение между собой осуществляется по определенному алгоритму, который зависит от того, насколько повернут ключ.

Встроенный замок кроме вращения модуля с контактами способствует блокировке руля. В данной операции задействован установленный в конструкцию блокировочный штекер. При установке в крайнюю первоначальную точку он выезжает из замочного корпуса и фиксируется в спецпазу, расположенном на рулевой колонке. В популярных ВАЗовских моделях завод-изготовить монтирует типы замков:

Конструкция замка зажигания предполагает наличие нескольких обязательных частей. Основными составляющими узлов являются элементы:

  • кожух;
  • скобка;
  • контактный узел;
  • «секрет» замка;
  • оболочка;
  • штифтовой фиксатор.
Читать еще:  Замена датчика детонации мазда 3 1.6

Секрет жестко взаимодействует с кабелем и монтируется внутри крупной пружины. Первый конец пружинки зафиксирован на замочном корпусе, а второй – на личинке. Благодаря вмонтированной пружине происходит сомопроизвольное возвращение замка в первоначальную позицию.

Конструкция замка рассчитана как на поворот, так и на фиксацию его в каком-либо из положений. На этот случай цилиндрический поводок оснащен сквозным радиальным каналом. По обе стороны на нем имеются подпружиненные шарики. После поворота на определенный угол шарики попадают в лунку, что позволяет зафиксировать конструкцию в такой позиции.

Контактный узел, разработанный инженерами, включает в себя два элемента: статичную колодку с установленными на ней соединительными контактами и вращающийся диск с вмонтированными пластинками. По пластинам пускается электричество, в момент вращения ключа водителем. Обычно на колодке располагается шесть или больше контактов с выходами к тыльной стороне. Большинство выпускаемых сейчас замков оснащено пластинными контактами с единственным разъемом. Входящая в состав замка и расположенная внутри корпуса группа контактов рассчитана на запуск следующих узлов:

  • электростартер;
  • система зажигания;
  • сигнальные приборы.

Мониторинг работоспособности группы обычно осуществляют подключаемой контрольной лампой. Однако до этой операции специалисты рекомендуют тестировать подходящие к разъему кабели на возможные повреждения. При выявлении проблем с изоляцией необходимо их исправить.

Функционирование замка

Производители, разрабатывая принцип работы замка зажигания, предусмотрели возможность решения нескольких задач данным узлом. Основные из них следующие:

  • подключение/отключение к АКБ автомобиля;
  • переключение на генератор после запуска бортовой системы;
  • замок помогает соединять контакты для запуска стартера;
  • при отключенном моторе соединяются контакты, помогающие работе бортовой системы и подключенным к ней приборам;
  • выполняет противоугонные функции, обеспечивая блокировку руля при выключенном моторе и изъятом ключе.

Так как работает замок зажигания в нескольких положениях, то производители обеспечивают 2–4 фиксированных рабочих позиции для замка. Исходя из конкретного угла поворота, удастся определить, какие системы питания запущены в данный момент.

Важно! Особая конструкция замка предполагает возможность изъятия ключа исключительно в одном первоначальном положении, когда выключен мотор и отключены приборы-потребители.

Фиксированные положения

Чтобы водители чувствовали себя комфортно в любом автомобиле, производители унифицировали работу замка зажигания. Последовательный проворот ключа обеспечит включение одного из режимов:

  • «Включено». В отечественных машинах изначальное положение маркируется как «нулевое», но в некоторых моделях старых машин оно является «первым». Для современных авто не принято уже маркировать данную позицию.
  • «Зажигание». Поворот по часовой стрелке до щелчка запустит режим зажигания, обозначенный на замке «ON» или «З».
  • «Стартер». Очередное переключение маркируется подписью «Start» или номером позиции.
  • «Стоянка». Иностранные автомобили при подобной позиции переходят в режим блокировки или стоянки. Он обозначен «Lock».
  • «Допооборудование». Обычно российские машины не оснащены такой позицией замка. В иномарках используется обозначение «Acc».

После того, как водитель вставит ключ в скважину нашего авто и повернет его до первого щелчка («On»), появится возможность запуска световых приборов, «дворников», отопителя и пр. В иномарках сразу можно запускать и магнитолу, салонный свет и прикуриватель.

Один из дальнейших проворотов запустит стартер, но в таком положении ключ не получится удержать. Позиция является нефиксированной. После того как запустится мотор, замок отпружинится в предыдущее положение.

Правильное подключение замка

Когда контактные кабели собраны в единый пучок, завершающийся колодкой, то соединение не представляет сложностей. Достаточно правильно установить контакты. В том случае, когда приходится выбирать поконтактно, необходимо руководствоваться схемой с нумерованными клеммами:

  • «50» – красный кабель для работы стартера;
  • «15» – синий и черная полоса запускает обогрев салона, зажигание и пр.
  • «30» – розовый кабель;
  • «30/1» – коричневый кабель;
  • «INT» – черный кабель, запускающий габариты и головные фары.

Важно контролировать не только правильность соединения проводки, но и качество соединения с электропитанием. В противном случае проявятся сбои в работе.

Заключение

Водителю рекомендуется следить за состоянием замка зажигания и ключа. Также не стоит оставлять его в машине без присмотра, что злоумышленники не угнали машину.