Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Топливный кризис: Независимые АЗС уходят с рынка

Бизнес стал убыточным после соглашения, которое было подписано в ноябре между нефтяными компаниями и правительством.

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример – в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация – и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз – это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% – это расходы на розницу, 11% – себестоимость добычи, еще 10% – прибыль компании и 8% – затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает – начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, – слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже – практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах – там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.

Топливный кризис: нефтяные компании против народа

В апреле в России разразился топливный кризис, центром которого стал Алтайский край. Очень быстро волна дефицита и рост цен распространились и на другие регионы. Нефтяники винят искусственное сдерживание цен правительством, а антимонопольные чиновники усматривают в этом картельный сговор. Мы попытались понять, чем для автомобилистов закончится противостояние тех и других.

Бензина нет

Топливный кризис

Первые новости о перебоях с продажами бензина на Алтае появились на прошлой неделе. За выходные ситуация резко обострилась: на ряде заправок пропало топливо вообще, а на других выросли огромные очереди.

Как рассказал «За рулем.Рф» руководитель Алтайского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Виктор Клепиков, ситуация в регионе стала меняться только после того, как прокуратура начала проверки АЗС.

Читать еще:  Снятие и замена передних колодок на kia rio 3

«Первоначально на сетевых заправках отпускали не более 20 литров бензина Аи-92 и то — при наличии пластиковой топливной карты, — рассказывает Клепиков. — Бензин Аи-98 и Аи-95 вовсе пропал из продажи».

На некоторых АЗС цена 92-го бензина выросла до 28 рублей за литр. Сейчас ситуация с топливом в регионе постепенно стала улучшаться. Но аналогичные проблемы появились в других районах.

«В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Тульской областях — низкий уровень запасов высокооктановых бензинов, составляющий 3–5 дней», —- говорится в официальном послании Минпромэнерго (по данным на 28 апреля). Также в зоне риска — Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск и Сахалин.

Цены должны быть, как в Европе

По словам председателя Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, дефицит топлива на российском рынке сложился из нескольких обстоятельств. Наиболее важные из них — это резкий переход страны на топливный стандарт Euro 3 и прекращение производства бензина Аи-80.

Топливный кризис

При этом не все заводы могут выпускать бензин в соответствии с новым топливным регламентом. «По данным Минпромэнерго, продукция только 68 процентов заводов может соответствовать 3 классу и выше», — пояснил «За Рулем.Рф» Аркуша.

Еще одним фактором дефицита, по мнению нефтяников, стало принудительное регулирование правительством по указанию Владимира Путина отпускных цен на внутреннем рынке. «Когда давалось указание, мировые цены на нефть находились в районе 70–80 долларов за баррель, сейчас они поднялись до 110–120 долларов», — продолжает собеседник.

В сложившейся ситуации нефтяные компании и трейдеры предпочли заработать на экспорте топлива за рубеж, отчего и возникла недостача горючего в России. В тоже время председатель РТС отмечает, что особо тяжело пришлось независимым игрокам рынка.

Нефтяные компании, обладающие нефтеперегонными заводами (НПЗ), подняли оптовые цены, при этом их сетевые АЗС продавали бензин и дизель по сниженным ценам, работая в минус или на грани убытка. Частные независимые владельцы не могли себе позволить приобретать топливо по такой высокой цене и, соответственно, торговать в убыток. Поэтому многие бензоколонки на Алтае временно не работают.

Картель

По мнению главы Алтайского отделения ФАР, на такой шаг вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пошли сознательно для того, чтобы вытеснить с рынка независимых продавцов и монополизировать бизнес.

«В нашем регионе около 750 частных АЗС, на долю „Роснефти“ приходится около 100 станций, а у „Газпром нефти“ примерно 17 точек. Однако все частные заправщики вынуждены закупать топливо у них по высоким ценам», — говорит Клепиков.

Топливный кризис

«Таким образом, нефтяные компании решили устранить мелких посредников. Но устраивать такое во время посевной — это что-то запредельное», — реагирует депутат Алтайского заксобрания от фракции КПРФ Сергей Юрченко.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает «Роснефть» и «Газпром Нефть» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке региона. Во вторник краевое отделение ФАС возбудило уголовное дело в отношении этих компаний.

Под проверку антимонопольщиков попали и другие корпорации. «ФАС России запросит у ОАО „Лукойл“, ОАО „Газпром нефть“, ОАО „ТНК-ВР Холдинг“, ОАО „НК Роснефть“, ОАО „Сургутнефтегаз“, ОАО „Татнефть“, ОАО „НК Альянс“, ОАО АНК „Башнефть“ объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ», — сообщается на сайте ведомства.

Что делать?

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Единственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменении принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены.

«Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайней мере — до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры. Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт.

Топливный кризис

Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой, как бы им хотелось, уверен эксперт Центра.

Правительству будет трудно постоянно «вручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет включать следующие условия:

Создание независимых НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые станут продавать топливо на рыночных условиях.

Обеспечение при помощи ФАС не дискриминационного доступа частных операторов к НПЗ.

Создание большой биржевой площадки для конкурентной торговли.

Создание эффективной сети АЗС без коррупционных схем распространения топлива.

А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг 30 апреля в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах.

Что делать?

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Е динственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменени и принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены. «Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайне меры до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры . Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт. Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой как бы им хотелось, уверен эксперт Центра . Правительству будет трудно постоянно «в ручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет строиться по следующему принципу: Будут созданы независимые НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые будут продавать топливо на рыночных условиях. При помощи ФАС обеспечен не дискриминационный доступ частных операторов к НПЗ Создана большая биржевая площадка, для конкурентной торговли Создана эффективная сеть АЗС без коррупционных схем распространения топлива А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста 30 апреля Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах. Топливный кризис: нефтяные компании против народа

Читать еще:  Описание, схема, демонтаж и тюнинг панели приборов автомобиля ваз 2106

В конце апреля в России разразился топливный кризис, эпицентром которого стала республика Алтай и Алтайский край. Очень быстро волна дефицита и рост топливных цен распространились и на другие регионы. Нефтяники уверяют, что всему виной искусственное сдерживание цен правительством. Антимонопольные чиновники и эксперты видят в этом картельный сговор нефтяных бизнесменов. Мы попытались понять, чем для автомобилистов закончится противостояние тех и других.

Первые новости о перебоях с продажами бензина на Алтае появились на прошлой неделе. За выходные ситуация резко обострилась: на ряде заправок пропало топливо вообще, а на других выросли огромные очереди.

Как рассказал «За рулем.Рф», руководитель Алтайского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Виктор Клепиков, ситуация в регионе стала меняться только после того как, прокуратура начала проверки АЗС.

«Первоначально на сетевых заправках отпускали не более 20 литров бензина Аи-92 и то при наличии пластиковой топливной карты, — рассказывает Клепиков. — Бензин Аи-98 и Аи-95 вовсе пропал из продажи».

На некоторых АЗС цена 92-го бензина выросла до 28 рублей за литр. Сейчас ситуация с топливом в регионе постепенно стала улучшаться. Но аналогичные проблемы появились в других районах.

«В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Тульской областях — низкий уровень запасов высокооктановых бензинов, составляющий 3–5 дней», —- говорится в официальном послании (по данным на 28 апреля) Минпромэнерго.

Цены должны быть, как в Европе

По словам председателя Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, дефицит топлива на российском рынке сложился из нескольких обстоятельств. Наиболее важные из них — это резкий переход страны на топливный стандарт «Евро-3» и прекращение производства бензина Аи-80.

При этом не все заводы могут выпускать бензин в соответствии с новым топливным регламентом. «По данным Минпромэнерго, продукция только 68 процентов заводов может соответствовать 3 классу и выше», — пояснил «За Рулем.Рф» Аркуша.

Еще одним фактором дефицита, по мнению нефтяников, стало принудительное регулирование правительством по указанию Владимира Путина отпускных цен на внутреннем рынке. «Когда давалось указание мировые цены на нефть находились в районе 70–80 долларов за баррель, сейчас они поднялись до 110–120 долларов», — продолжает собеседник.

В сложившейся ситуации нефтяные компании и трейдеры предпочли заработать на экспорте топлива за рубеж, отчего и возникла недостача горючего в России. В тоже время председатель РТС отмечает, что особо тяжело пришлось независимым игрокам рынка.

Нефтяные компании, обладающие нефтеперегонными заводами (НПЗ), подняли оптовые цены, при этом их сетевые АЗС продавали бензин и дизель по сниженным ценам, работая в минус или на грани убытка. Частные независимые владельцы не могли себе позволить приобретать топливо по такой высокой цене и соответственно торговать в убыток. Поэтому многие бензоколонки на Алтае временно не работают.

По мнению главы Алтайского отделения ФАР, на такой шаг вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пошли сознательно для того чтобы вытеснить с рынка независимых продавцов и монополизировать бизнес.

«В нашем регионе около 750 частных АЗС, на долю „Роснефти“ приходится около 100 станций, а у „Газпром нефти“ примерно 17 точек. Однако все частные заправщики вынуждены закупать топливо у них по высоким ценам», — говорит Клепиков.

«Таким образом, нефтяные компании решили устранить мелких посредников. Но устраивать такое во время посевной — это что-то запредельное», — реагирует депутат Алтайского заксобрания от фракции КПРФ Сергей Юрченко.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает «Роснефть» и «Газпром Нефть» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке региона. Во вторник краевое отделение ФАС возбудило уголовное дело в отношении этих компаний.

Под проверку антимонопольщиков попали и другие корпорации. «ФАС России запросит у ОАО „Лукойл“, ОАО „Газпром нефть“, ОАО „ТНК-ВР Холдинг“, ОАО „НК Роснефть“, ОАО „Сургутнефтегаз“, ОАО „Татнефть“, ОАО „НК Альянс“, ОАО АНК „Башнефть“ объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ», — сообщается на сайте ведомства.

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Единственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменении принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены.

«Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайне меры до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры. Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт.

Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой как бы им хотелось, уверен эксперт Центра.

Читать еще:  Как поставить компрессор на ваз 2107

Правительству будет трудно постоянно «в ручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет строиться по следующему принципу:

Будут созданы независимые НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые будут продавать топливо на рыночных условиях.

При помощи ФАС обеспечен не дискриминационный доступ частных операторов к НПЗ

Создана большая биржевая площадка, для конкурентной торговли

Создана эффективная сеть АЗС без коррупционных схем распространения топлива

А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста 30 апреля Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах.

Независимые заправки закрываются в России. Бензин вновь подорожает?

Ксения Чемоданова

Правительство должно выкупить независимые АЗС, если не планирует спасать их от банкротства, заявил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — заявил журналистам глава союза.

По его мнению, к банкротству независимых АЗС в некоторых регионах могут реформы топливного сектора со стороны государства. В частности, непоправимый вред отрасли принесет налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых, а также диспаритет розничных и оптовых цен на бензин.

Из-за разницы в цене независимые АЗС уже потеряли часть клиентов, которым теперь выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, которые могут удерживать более низкие цены, отметил президент союза.

Негативные последствия ценного ралли на топливо уже почувствовали на себе независимые автозаправки в Саратовской области. В регионе порядка 200 АЗС могут закрыться из-за повышения стоимости бензина. Независимые АЗС долгое время держали цены ниже тех, что устанавливали федеральные сети. Однако в апреле тенденции изменились — независимые игроки рынка вынуждены были продавать топливо примерно на два рубля дороже, чем у сетевых конкурентов. В результате 7% заправок в регионе уже находятся на грани банкротства.

Бензином со скидкой начали торговать в соцсетях. В чем подвох?

Дело в том, что данный момент независимый сектор топливно-заправочного комплекса находится в неравных конкурентных условиях, отметил в беседе с «360» генеральный директор компании «ФСК» Юрий Зуев. По его словам, нефтяники поставляют топливо своим дочерним заправкам по корпоративным ценам, в то время как частные трейдеры покупают горючее исходя из его биржевой стоимости.

«Скидка по корпоративным поставкам может доходить до 9 — 10%, что существенно бьет по независимым трейдерам, которые покупают топливо на бирже. Получатся, что частные игроки не могут купить бензин дешевле, что может привести к оттоку клиентов и банкротству. Чтобы избежать таких перекосов, государству нужно следить за торгами на бирже, поскольку бывают случаи, когда нефтяные компании продают друг другу топливо по заниженным цена, искусственно создавая дефицит предложения «, — рассказал Зуев.

При этом оптовые цены после бурного роста весной постепенно начинают снижаться. Так, с начала июня стоимость тонны бензина марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 6,7% до 50 349 рублей, а марки Аи-95 — на 7% до 51 620 рублей.

Сотня за литр

Согласно данным НТС, в России около 15 тысяч заправок (60% от общего числа) принадлежат независимым трейдерам. В случае ухода частных сетей с рынка государство не дополучит 165 миллионов рублей в виде налоговых отчислений. Кроме того, из-за банкротства независимых АЗС крупные сети начнут диктовать свои цены на топливо, а стоимость литра бензина может взлететь до 100 рублей уже концу года, говорят в союзе.

«Джентльменское соглашение» с нефтяниками. Как остановят подорожание бензина в России

Впрочем, опрошенные «360» аналитики уверены, что даже возможный уход независимых трейдеров не приведет к резкому росту цен. По мнению, Юрия Зуева, если государство продолжит регулировать рынок в ручном режиме, то цены останутся в прежнем диапазоне. «Если не будет дефицита предложения на биржах, то стоимость литра топлива закрепится на текущем уровне», — уверен эксперт.

Причем именно за счет работы на рынке федеральных сетей АЗС цена на топливо растут не столь быстрыми темпами, уверен старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанк Андрей Полищук. По его словам, крупные АЗС не могут быстро повышать цены на топливо, иначе их деятельностью заинтересуется сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС). « В этом году не стоит ждать значительно роста цен на бензин, поскольку его стоимость и так опережала инфляцию. При этом в уже в следующем году стоимость горючего поползет вверх из-за снижения акцизов», — добавил собеседник «360».

Пока цены на бензин демонстрируют положительную динамику. Так, к 25 июня в Москве дизельное топливо подешевело на 0,24% до 44,28 рублей за литр, а бензин Аи-92 — на 0,7% до 42,28 рублей за литр. В натуральном выражении они подешевели на 11 и 30 копеек соответственно.

При этом в Московском регионе цены у независимых продавцов были даже ниже, чем у федеральных сетей. Сильнее всего за минувшую неделю снизила цены компания «Вемес», а также компания «Тиса» (3 АЗС): на Аи-92 — там бензин подешевел в среднем на 30—40 копеек. Цены на заправках «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти» и «Татнефти» с начала июня не менялись, следует из данных аналитического агентства «Аналитика товарных рынков».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector