Где находится эбу ваз 2114 и 2115 (8 и 16 клапанов) — блок управления двигателем: замена контроллера

Где находится эбу ваз 2114 и 2115 (8 и 16 клапанов) — блок управления двигателем: замена контроллера

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) ВАЗ-2113, 2114 и 2115

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-80, 81,82)
.
Мотор 1.5 литра 8 клапанный.

    1. – контроллер;
    2. – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
    3. – колодка диагностики;
    4. – датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
    5. – блок управления иммобилизатором(АПС);
    6. – катушка зажигания;
    7. – свечи зажигания;
    8. – форсунки;
    9. – электробензонасос;
    10. – колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
    11. – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
    12. – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
    13. – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
    14. – датчик скорости;
    15. – регулятор холостого хода;
    16. – датчик положения дроссельной заслонки;
    17. – датчик температуры охлаждающей жидкости;
    18. – датчик массового расхода воздуха;
    19. – датчик положения распределительного вала(фаз);
    20. – датчик кислорода;
    21. – датчик положения коленчатого вала;
    22. – датчик детонации;
    23. – электромагнитный клапан продувки адсорбера;
    24. – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
    25. – предохранитель цепи питания контроллера;
    26. – реле зажигания;
    27. – предохранитель реле зажигания;
    28. – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
    29. – реле электробензонасоса;
    30. – реле электровентилятора;
    31. – колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
    32. – колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
    33. – электровентилятор системы охлаждения;
    34. – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    35. – выключатель зажигания;
    36. – комбинация приборов;
    37. – блок бортовой системы контроля;
    38. – реле стартёра;
    39. – монтажный блок;
    А – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи; В1,В2 – точки заземления жгута системы зажигания;

    2115-3724026-11 – Жгут системы зажигания;

    Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
    Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-30 , 21124-1411020-31,32)
    .
    Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания.

      1. – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;
      2. – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;
      3. – катушки зажигания;
      4. – датчик-сигнализатор иммобилизатора;
      5. – блок управления иммобилизатором;
      6. – свечи зажигания;
      7. – форсунки;
      8. – колодка диагностики;
      9. – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
      10. – контроллер;
      11. – электробензонасос;
      12. – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
      13. – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
      14. – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
      15. – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
      16. – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;
      17. – датчик скорости;
      18. – регулятор холостого хода;
      19. – датчик положения дроссельной заслонки;
      20. – датчик температуры охлаждающей жидкости;
      21. – датчик массового расхода воздуха;
      22. – датчик контрольной лампы давления масла;
      23. – датчик положения распределительного вала(фаз);
      24. – датчик кислорода;
      25. – датчик положения коленчатого вала;
      26. – датчик детонации;
      27. – электромагнтный клапан продувки адсорбера;
      28. – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
      29. – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
      30. – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
      31. – реле зажигания;
      32. – предохранитель реле зажигания;
      33. – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
      34. – реле электробензонасоса;
      35. – реле электровентилятора;
      36. – предохранитель цепи питания контроллера;
      37. – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;
      38. – комбинация приборов;
      39. – выключатель зажигания;
      40. – электровентилятор системы охлаждения;
      41. – блок бортовой системы контроля;
      42. – дополнительное реле стартёра;
      43. – контакты 8-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута переднего;
      44. – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;
      45. – маршрутный компьютер;
      46. – диагностический разъём;
      А,Е – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3,В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартёру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя;

    Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
    Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-30)
    .
    Мотор 1.6 литра 8 клапанный.

    1 – контроллер;
    2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
    3 – колодка диагностики;
    4 – датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
    5 – блок управления иммобилизатором(АПС);
    6 – катушка зажигания;
    7 – свечи зажигания;
    8 – форсунки;
    9 – электробензонасос;
    10 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
    11 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
    12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
    13 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
    14 – датчик скорости;
    15 – регулятор холостого хода;
    16 – датчик положения дроссельной заслонки;
    17 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
    18 – датчик массового расхода воздуха;
    19 – датчик положения распределительного вала(фаз);
    20 – датчик кислорода управляющий;
    21 – датчик положения коленчатого вала;
    22 – датчик детонации;
    23 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;
    24 – датчик неровной дороги;
    25 – датчик кислорода диагностический;
    26 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
    27 – предохранитель цепи питания контроллера;
    28 – реле зажигания;
    29 – предохранитель реле зажигания;
    30 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
    31 – реле электробензонасоса;
    32 – реле электровентилятора;
    33 – колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
    34 – колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
    35 – электровентилятор системы охлаждения;
    36 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    37 – выключатель зажигания;
    38 – комбинация приборов;
    39 – блок бортовой системы контроля;
    40 – реле стартёра;
    41 – монтажный блок;

    А – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи;
    В1 – точка заземления жгута датчика уровня топлива;
    В2,В3 – точки заземления жгута системы зажигания;

    Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
    Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-10)
    .
    Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания и двумя датчиками кислорода.

    1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;
    2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;
    3 – катушки зажигания;
    4 – датчик-сигнализатор иммобилизатора;
    5 – блок управления иммобилизатором;
    6 – свечи зажигания;
    7 – форсунки;
    8 – колодка диагностики;
    9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
    10 – контроллер;
    11 – электробензонасос;
    12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
    13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
    14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
    15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
    16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;
    17 – датчик скорости;
    18 – регулятор холостого хода;
    19 – датчик положения дроссельной заслонки;
    20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
    21 – датчик массового расхода воздуха;
    22 – датчик контрольной лампы давления масла;
    23 – датчик положения распределительного вала(фаз);
    24 – датчик кислорода управляющий;
    25 – датчик положения коленчатого вала;
    26 – датчик детонации;
    27 – электромагнтный клапан продувки адсорбера;
    28 – датчик кислорода диагностический;
    29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
    30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
    31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    32 – реле зажигания;
    33 – предохранитель реле зажигания;
    34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
    35 – реле электробензонасоса;
    36 – реле электровентилятора;
    37 – предохранитель цепи питания контроллера;
    38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;
    39 – датчик неровной дороги;
    40 – комбинация приборов;
    41 – выключатель зажигания;
    42 – электровентилятор системы охлаждения;
    43 – блок бортовой системы контроля;
    44 – дополнительное реле стартёра;
    45 – контакты 8-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута переднего;
    46 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;
    47 – маршрутный компьютер;
    48 – диагностический разъём;

    А,Е – к клемме “плюс” аккумуляторной батареи;
    В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания;
    В2,В3 – точки заземления жгута системы зажигания;
    В4 – точка заземления жгута датчика уровня топлива;
    С – к стартёру;
    D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя;

    «Компьютер», управляющий всей системой автомобилей ВАЗ 2114-2115, — ЭБУ

    Любой современный автомобиль оборудуется управляющим модулем — электронным блоком, который позволяет обеспечить наиболее оптимальную работу мотора. В результате некорректной работы ЭБУ могут возникнуть проблемы в эксплуатации автомобиля. Что представляет собой ЭБУ ВАЗ 2114, где он находится и как его самостоятельно заменить — узнайте из этого материала.

    Описание «мозгов»

    ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность данной системы отрицать нельзя.

    Местоположение контроллера

    В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.

    Место расположения ЭБУ в «Четырке»

    В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

    Устройство и принцип работы

    Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:

    • скорости;
    • детонации;
    • лямбда-зонда;
    • фаз впрыска горючего;
    • положения коленчатого вала;
    • положения дросселя;
    • расходомера воздуха;
    • температуры антифриза.

    В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:

    • зажигания;
    • адсорбером;
    • форсунками, а также бензонасосом;
    • системой вентиляции и отопления;
    • программами для диагностики работоспособности авто;
    • регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).

    Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:

    1. ОЗУ или оперативная память. В этом модуле содержатся основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель отключает зажигание, блок ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные пропадают.
    2. ППЗУ — основной элемент системы, в нем содержится прошивка управляющего модуля. Следует отметить, что в данном блоке памяти содержатся все необходимые данные о калибровках систем «четырки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ — это постоянная память, поэтому данные, прописанные в ней, сохраняются и после отключения зажигания. При необходимости данный модуль может быть перенастроен, то есть заново запрограммирован, что может привести к улучшению мощности, а также динамики транспортного средства.
    3. ЭРПЗУ — первостепенная функция этого модуля заключается в охране авто. В памяти ЭРПЗУ содержится информация от противоугонной установки — пароли, а также кодировка основных параметров. Запуск мотора будет возможен только в том случае, если ЭПЗУ успешно сверится с данными, содержащимися в памяти иммобилайзера.

    Характерные неисправности: их признаки и причины

    По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:

    • нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
    • нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
    • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
    • также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.

    Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:

    • замыкание электроцепи или ее обрыв;
    • неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
    • подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
    • поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
    • отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
    • попадание влаги на плату модуля электронной системы;
    • механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).

    Диагностика ЭБУ

    Блок управления двигателем ВАЗ — это устройство, которое может проработать долгое время без поломок, тем не менее, ни одно оборудование не может быть защищено от неисправностей. При обнаружении первых симптомов поломок устройство подлежит диагностике, поскольку несвоевременная проверка и ремонт могут привести к более серьезным последствиям. Диагностика устройства подразумевает считывание кодов ошибок, сохраненных в памяти девайса, для их дальнейшей расшифровки.

    Лучше всего проверять ЭБУ в специализированных центрах, поскольку диагностическое оборудование должно быть настроено под определенную модель ЭБУ. Разумеется, процедура диагностики может быть осуществлена и своими силами — с помощью компьютера, диагностического адаптера и программного обеспечения.

    В том случае, если ЭБУ не отвечает на проверку, но следует проверить его работоспособность, в частности:

    • произвести диагностику девайса на предмет перегрева;
    • убедиться в том, что устройство подключено к цепи питания и что его контакт с бортовой сетью хороший;
    • произвести диагностику механической целостности девайса — вполне возможно, что на корпусе устройства имеются повреждения, также причина может заключаться в образовании коррозии.

    Помните о том, что качественный ремонт блока управления в домашних условиях выполнить невозможно. Процедуру ремонта лучше доверить специалистам, причем не с любого СТО, а именно из сертифицированных центров.

    Фотогалерея «Замена ЭБУ своими руками»

    Видео «Инструкция по самостоятельной замене электронного блока в ВАЗ 2115»

    Если вы решили заменить ЭБУ, то эту задачу можно осуществить в домашних условиях — подробная инструкция по самостоятельной замене устройства представлена в ролике ниже (автор видео — канал AVTO CLASS).

    Электронный блок управления ВАЗ: 2110, 2108, 2114, 2115 и другие модели

    После активного внедрения инжекторной системы питания на разные модели ВАЗ произошло усложнение общей конструкции автомобиля. Как известно, инжектор, в отличие от карбюратора, сам дозировать топливо не умеет. Для решения задачи управление топливными форсунками было переложено на электронный блок управления двигателем (ЭБУ) или котроллер, более известный как компьютер или «мозги».

    С одной стороны, установив мозги на ВАЗ, производитель сделал двигатель более экономичным и менее токсичным. Однако с другой стороны, система управления стала более сложной, появилось большое количество дополнительных решений и устройств. Далее мы рассмотрим, какие особенности имеет электронный блок ВАЗ, где он расположен на разных моделях, какие функции выполняет ЭБУ и т.д.

    Инжекторные модели ВАЗ: ЭБУ, назначение контроллера и особенности

    Итак, инжектор, который фактически представлен электронно-механическими форсунками, дозировать топливо самостоятельно не может. За корректную работу форсунок отвечает блок управления двигателем. В свою очередь, этот блок фактически и является электронной системой управления двигателем ЭСУД.

    Так вот, на ЭБУ приходят сигналы с большого количества датчиков, после чего по «зашитым» в память блока алгоритмам осуществляется расчет количества топлива, необходимого для работы двигателя в оптимальном режиме. Также ЭБУ управляет моментом искрообразования в цилиндрах, заменив систему зажигания на авто с карбюратором.

    Еще ЭБУ проводит самодиагностику и проверяет состояние двигателя, фиксируя сбои, отклонения и нарушения в работе. Если исправить ситуацию контроллер не может, тогда в памяти прописывается ошибка, а водитель получает уведомление в виде значка «чек» на панели приборов.

    • Что касается датчиков, благодаря их наличию ЭБУ определяет режим работы двигателя, обороты, нагрузку на ДВС. Например, ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) позволяет получить данные для расчета количества топлива с учетом количества воздуха, поступающего в цилиндры.

    ДТ (датчик температуры определяет температуру ДВС, тем самым указывая, как будет сгорать топливо в холодном и прогретом двигателе). ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) показывает, как сильно нажата педаль газа.

    Если сгорание топлива приобретает взрывной характер, взрыв фиксирует датчик детонации двигателя (ДД). Блок управления корректирует смесь и меняет угол зажигания, чтобы избежать детонации. Если же ЭБУ не может решить проблему, загорается «чек», ошибка прописывается в память ЭБУ.

    Еще на более поздних моделях ВАЗ изменились сами контроллеры и прошивки ВАЗ, так как в конструкции были применены датчики кислорода в паре с катализатором. Эти датчики определяют эффективность сгорания топлива, фиксируя количество кислорода в выхлопе. Так вот, по этой причине нужно учитывать, что ЭБУ различных поколений отличаются.

    Например, старые версии не имели поддержки датчика фаз (ДПРВ), впрыск происходил во впускной коллектор, а не в каждый цилиндр по отдельности. Такие ЭБУ являются блоком управления центрального впрыска. Позже появились блоки, готовящие смесь для каждого отдельного цилиндра (ЭБУ распределенного впрыска).

    В дальнейшем была реализована поддержка датчика кислорода, затем двух датчиков кислорода (с учетом ужесточения норм токсичности) для более эффективного использования каталитического нейтрализатора.

    Это означает, что мозги Калина не получится использовать в качестве замены ЭБУ Приора, хотя один и другой блок будут ЭБУ ВАЗ. Получается, важно знать, какой именно блок стоит на том или ином автомобиле. Чтобы это определить, нужно понять, где стоит ЭБУ ВАЗ, после чего изучить маркировки на устройстве. Давайте разбираться.

    Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления

    Прежде всего, для определения типа блока управления нужно найти его место установки в автомобиле. Для этого следует изучить мануал. В качестве примера остановимся на ВАЗ 2108 — 2115. На этих авто ЭБУ стоит в салоне, спереди справа, немного ниже бардачка.

    Кстати, для проведения компьютерной диагностики данная информация также полезна, так как нужно знать, в каком месте можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в различных местах на той или иной модели.

    • Что касается самих блоков, ВАЗ 2108 – 2115 разных лет выпуска имеют различные модели ЭБУ. Например, самый популярный ЭБУ Январь 4 ставился на ранние модели инжекторных двигателей с центральным впрыском во впускной коллектор.

    Версия Январь 5 – 6 представляют собой ЭБУ с распределенным впрыском, но без поддержки кислородного датчика. Блок управления Январь 7 появился на машинах с 2007 г., поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.

    Еще добавим, что кроме Января, на ВАЗ активно использовались разные поколения блоков GM, являясь аналогией Январь 4 – 7. То же самое можно сказать об ЭБУ Bosch или Ителма. Учитывая все особенности, взаимозаменяемость возможна, однако нужно подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.

    Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации двигателя и датчиков, а также проводки и прошивки. Это значит, что различные модели даже в рамках одного семейства можно ставить только с учетом полной совместимости.

    Чтобы точно определить ЭБУ, достаточно снять каркас панели приборов сбоку, выписать номер ЭБУ. Также при наличии БК можно опционально посмотреть версию и тип ЭБУ, а также номер прошивки блока

    Частые неисправности электронного блока управления ВАЗ

    С учетом того, что контроллер является сложным электронным устройством, нельзя исключать выход ЭБУ из строя. Как правило, причины неисправности ЭБУ могут быть разными, начиная с механических повреждений и заканчивая программными сбоями.

    Например, частой причиной поломок является перегрев или попадание жидкости. Как показывает практика, на Лада Самара ЭБУ стоит возле радиатора печки. Не трудно догадаться, что течь радиатора и попадание ОЖ на контроллер часто выводит данное устройство из строя.

    При этом не всегда на панели загорается check engine, однако двигатель работает со сбоями. В подобной ситуации, когда других причин не выявлено, нужна не диагностика двигателя и систем, а профессиональная диагностика ЭБУ автомобиля, которую может выполнить только опытный специалист. Нередко после проверки блок может нуждаться в замене, так как ремонт ЭБУ зачастую не рекомендован.

    Подведем итоги

    Как видно, по аналогии с различными иномарками, инжекторные двигатели ВАЗ разных поколений также оснащаются контроллерами различных типов. Ранние версии имеют простые решения, которые отвечают за простое смесеобразование и работают с небольшим количеством датчиков.

    При этом более современные блоки управления отличаются поддержкой распределенного впрыска, более гибким управлением системой зажигания, а также способностью взаимодействовать с датчиками кислорода и т.д.

    Только после того, как все нюансы будут учтены, можно рассчитывать, что двигатель под управлением ЭБУ будет работать корректно и без сбоев, а сам владелец получит стабильную работу силового агрегата и систем, экологичность и максимальную отдачу от мотора на разных режимах работы двигателя автомобиля.

    Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролер)

    Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

    ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

    Где находится эбу (контролёр, мозги)?

    Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

    Принцип работы контролёра (ЭБУ)

    Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
    Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

    • ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
    • ДФ (Датчик фаз).
    • ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
    • ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
    • ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
    • ДК (Датчик кислорода).
    • ДД (Датчик детонации).
    • ДС (Датчик скорости).
    • И другие датчики.

    Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

    • Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
    • Система зажигания.
    • Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ).
    • Адсорбер.
    • Вентилятор радиатора.
    • Система само диагностирования.

    Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

    1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
    2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
    3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

    Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

    «Январь-4», «GM-09»

    Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

    В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .

    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
    2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
    2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
    2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
    2111-1411020-20 ч GM, рсо

    Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

    «Январь 5.1.х»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    Взаимозаменяема с «VS (Ителма) 5.1», «Bosch M1.5.4»

    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со

    «Bosch M1.5.4»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    Взаимозаменяема с «VS 5.1», «Январь 5.1.х».

    2111-1411020 без дк, рсо
    2111-1411020 без дк, со (регулируется СО сканером)
    2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со
    2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со

    «Bosch MP7.0»

    Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

    «Bosch M7.9.7»

    Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

    Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

    «VS 5.1»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    «VS 5.1» взаимозаменяема с «Bosch M1.5.4», «Январь 5.1.х».

    «Январь 7.2.»

    Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

    В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

    2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
    2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
    2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
    2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
    2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
    2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
    2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
    2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
    2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
    2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
    2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
    2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
    2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
    2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

    Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.

    21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
    21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
    21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
    21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
    21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
    21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
    21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
    21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия — неудачная
    21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
    21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
    21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
    21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
    21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
    21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
    21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
    21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
    21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л

    «Январь 5.1»

    Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.

    Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
    2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
    2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
    2111-1411020-60 ч BOSCH,без дк, рег.СО
    2111-1411020-61 ч Январь5.1,без дк, со
    2111-1411020-62 ч Ителма,без дк, со

    Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

    Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
    Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.

    Euro-3 двиг 1.6, 8 кл

    Автел 21114-1411020-11 E-3 1-я, 2-я и 3-я версии Итэлма 21114-1411020-12 E-3 1-я, 2-я и 3-я версии

    Euro-4 двиг 1.6, 8 кл

    11183-1411020-02 Самара Электронная педаль

    Как определить ЭБУ?

    Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
    Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

    Диагностика ЭБУ

    Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

    Читать еще:  Где находится и как отключить иммобилайзер на ваз 2115: почему не работает центральный замок
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector