Как проверить стартер: проверка стартера мультиметром или от аккумулятора

Как проверить стартер: проверка стартера мультиметром или от аккумулятора

Как проверить стартер

Смотрите также

Не крутит стартер

    104 5 142k

Втягивающее реле стартера

Бендикс стартера

Неисправности стартера

    226 2 186k

Машина не заводится – стартер крутит. Куда копать

Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность. Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром.

Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.

Как проверить стартер аккумулятором

Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе и что покажет такая проверка?

Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.

Проверка крутит ли стартер

Проверка стартера 3 простых действия

Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора.

Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.

Как проверить втягивающее реле

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора

Проверка втягивающего стартера

Шестерня может не выдвигаться по причине:

  • подгоревших контактов втягивающего;
  • заклинившего якоря;
  • перегорания обмотки стартера или реле.

Как проверить щетки стартера

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеются пробои в защите.

Проверка щеток стартера замыкания на массу

Второй способ проверки щеток — мультиметром — можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того, что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Как проверить бендикс

Работа бендикса стартера проверяется тоже достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке провернуть в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входить в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Контрольная лампочка для проверки обмотки стартера

Как проверить обмотку стартера

Обмотку статора стартера можно проверять дефектоскопом или лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схож с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, значит требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Как проверить якорь стартера

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Проверка якоря стартера аккумулятором

Проверка якоря на ППЯ

Основные проблемы с якорем:

  • пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
  • распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
  • межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Выгоревшие ламели из-за нарушения контакта между петушком и шинкой

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:

  • стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
  • выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.

Проверяемые элементы и методы Втягивающее реле Якорь Щетки стартера Обмотка стартера Бендикс
Мультиметр
Визуально
Аккумулятор
Лампочка
Механически

Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет. Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой. Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ — прибор проверки якорей.

777sergioo777 › Блог › Как проверить стартер

Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность. Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром. Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать, не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.

Читать еще:  Замена помпы на ваз 2106

Как проверить стартер аккумулятором

Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе? И что нам покажет такая проверка?Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.

Проверка крутит ли стартер

Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора. Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя рассмотрим наглядно и более подробно.

Как проверить втягивающее реле

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Шестерня может не выдвигаться по причине:

*подгоревших контактов втягивающего;
*заклинившего якоря;
*перегорания обмотки стартера или реле.

Как проверить щетки стартера

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеют пробои в защите.

Второй способ проверки щеток, мультиметром, можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности. Также при демонтаже щеточного узла обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и не стабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Как проверить бендикс

Работа бендикса стартера проверяется также достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке проворачивания в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входит в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Как проверить обмотку стартера

Обмотку статора стартера можно проверять как дефектоскопом, так и лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схожим с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Как проверить якорь стартера

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Основные проблемы с якорем:
*пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
*распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
*межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:

*стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
*выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.

Глубина между проточками коллектора якоря должна быть не менее 0,5 мм.

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопа, поэтому самыми доступными методами проверки стартера являются проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле на небольшое сопротивление.

Итак, как проверить стартер мультиметромнужно лишь разобрать его и замерять сопротивление, между:

*щетками и пластиной;
*обмоткой и корпусом;
*пластинами коллектора и сердечником якоря;
*корпусом стартера и обмоткой статора;
*контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
*выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

++Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).
Вся информация взята с этой статьи.

Проверка стартера автомобиля на рабостоспособность

Стартер испытывает при работе серьезные механические нагрузки, поэтому по прошествии нескольких лет эксплуатации автомобиля всегда есть риск поломки данного узла. Если при повороте ключа зажигания авто отказывается заводиться, то одной из причин этого может быть непосредственно поломка стартера. Далее расскажем, как определиться с узлом, ответственным за возникновение неисправности и как проверить стартер на работоспособность.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Читать еще:  Как снять дворники опель астра g

Как проверять стартер с демонтажем

Снятие стартера при наличии соответствующего опыта обычно не составляет сложностей. Последовательность операций:

  • отключите обе клеммы от аккумулятора;
  • отсоедините от втягивающего реле два провода: толстый и тот, что идет от замка зажигания;
  • открутите болты крепления стартера (обычно их 3);
  • извлеките устройство через подкапотное пространство или опустите вниз (как это удобнее, в зависимости от марки авто).

Как прозвонить щеточный узел

Дальнейшие действия потребуют частичной разборки стартера. Обычно этот узел обычно находится в задней части устройства (достаточно снять защитный ободок или крышку). Сначала взгляните на выступающую часть щеток (если это возможно) и определите их длину: она должна быть не менее 12 мм (для разных моделей стартеров величина может быть иной). Также проверьте свободность перемещения элементов в их держателях: заеданий быть не должно: в противном случае попробуйте подточить щетки надфилем. Далее понадобится тестер или хотя бы обычная лампа на 12 В, пара проводов и источник постоянного тока на такое же напряжение (та же АКБ) – это необходимо для проверки отсутствия замыкания между щетками и корпусом.

  1. Один щуп мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления, присоедините к щеткодержателю, второй – к корпусу стартера. При отсутствии замыкания прибор покажет «бесконечность».
  2. Если тестера не оказалось под рукой, возьмите лампу с присоединенными к ней двумя проводами: один из них подключите к щеткодержателю, второй – к любому полюсу источника питания 12 В. От второго проведите провод к корпусу генератора. Свечение лампы будет указывать на наличие короткого замыкания.

Если этот момент есть, осмотрите провода, идущие от щеток: они нигде не должны касаться «массы». Тестирование не дало результатов? Рекомендуется заменить щеточный узел в сборе.

Проверка вилки и обгонной муфты

Здесь тоже особых сложностей нет: вилка (обычно она пластиковая) выталкивает обгонную муфту и поломка детали ведет к тому, что стартер крутит («жужжит»), но пуска двигателя не происходит, т. к. зацепление с маховиком отсутствует. Что касается проверки бендикса на исправность, для этого необходимо зажать его в тисках через грубую ткань, чтобы не повредить.

Попробуйте подходящим ключом (лучше газовым №1 или «0») покрутить обгонную муфту в обе стороны: если она исправна, будет вращаться только в одну. В противном случае бендикс замените.

Особенности конструкции стартеров

Для запуска двигателей применяют три типа стартеров, различающихся конструкцией обмоток возбуждения:

  • последовательная;
  • смешанная;
  • от постоянных магнитов.

Стартеры с постоянным магнитом обладают небольшими габаритами и применяются для техники с двигателями малого объема и мощности. Новые модели стартеров, оснащенных неодимовыми магнитами имеют повышенную мощность, но стоимость изделий ограничивает распространение.

Редукторный стартер от автомобиля Поло Седан

Для обеспечения быстрого запуска требуется прокрутить вал с определенной частотой. Для обеспечения оборотов и сокращения габаритных размеров стартера применяются планетарные редукторы. Применение редукторов позволило уменьшить габариты устройств в 2 раза, что хорошо видно по приведенному ниже фото. Дополнительное уменьшение размеров достигнуто за счет внедрения деталей из полимеров и пластика.

Слева редукторный аналог, справа стандартный стартер от ГАЗ-21

Выходная шестерня, контактирующая с венцом маховика, располагается под передней крышкой либо висит консольно за пределами корпуса. Консольная схема используется в стартерах с подвижным якорем или в инерционных конструкциях. Концепция применяется при соосной установке тягового реле, а также при монтаже реле в крышке коллектора.

Пример консольного стартера

Основная масса стартеров имеет две подшипниковые опоры. Мощные и габаритные стартеры, развивающие более 1,5-2,0 кВт, оснащаются третьей опорой. Шестерня привода располагается между передней опорой и дополнительным подшипником.

Стартер с дополнительной опорой

Классический коллектор имеет цилиндрическую форму и расположен на конце якоря. На современных стартерах встречаются торцевые коллекторные пластины, уменьшающие длину устройства и снижающие потребление меди.

Схема и принцип работы стартера

Стартер двигателя легкового автомобиля представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Стартер ставится на картер двигателя, либо коробки передач в районе маховика. Крепление выполняется при помощи двух или трех шпилек. Такой способ фиксации обеспечивает корректное взаимное расположение узлов при обратной установке изделия.

Основные детали стартера

Основные детали стартера на схеме:

  1. Передняя крышка, служащая для крепления стартера к картеру сцепления. В крышке имеется отверстие, через которое проходит шестерня бендикса.
  2. Обгонная муфта или бендикс.
  3. Планетарный редуктор. Узел имеется не на всех моделях стартеров.
  4. Якорь электродвигателя.
  5. Корпус стартера с размещенным внутри статором.
  6. Управляющая вилка.
  7. Втягивающее электромагнитное реле.
  8. Щеточный узел.
  9. Графитовая щетка.
  10. Задняя крышка с установленной втулкой подшипника. Крышки и корпус стягиваются между собой 2-4 болтами, собирающими стартер в единый узел.

Принцип работы стартера автомобиля:

  1. При повороте ключа в замке зажигания включаются цепи зажигания. Дальнейший поворот ключа в позицию «старт» подает питание на обмотку реле 5. Подача питания выполняется через специальное коммутационное реле.
  2. Возникающее электромагнитное поле сдвигает якорь втягивающего реле 7. Якорь связан через рычаг 4 с обгонной муфтой 3, перемещающейся по валу стартера 2 по направляющим пазам.
  3. В определенный момент происходит введение шестерни муфты в зацепление с зубчатым венцом, установленным на маховике 12. При этом расположенная на подвижном якоре реле контактная пластина 7 замыкает цепь через контакты 8.
  4. Включается подача питания на обмотки электродвигателя 9. Якорь стартера 10 через шестерни прокручивает с частотой до 100 об/мин коленчатый вал 11 мотора и запускает его.
  5. После того как двигатель запустится и начнет набирать обороты, происходит автоматическое рассоединение шестерен. Разъединение происходит при помощи обгонной муфты.
  6. Ключ отпускается в положение включенного зажигания. Автомобиль готов к началу движения.

Визуализация работы стартера

Ряд автомобилей оснащен различного рода блокираторами запуска стартера. На автомобилях с механической трансмиссией может требоваться нажатие педали сцепления, предотвращающее пуск мотора на передаче. Автоматическая трансмиссия разрешает проводить запуск при постановке селектора в позицию нейтрали или парковки.

Стартер автомобиля предназначен для кратковременной работы, продолжительное использование устройства приводит к перегреву и выходу из строя.

Подробное визуальное объяснение принципов работы стартера продемонстрировано в видеоуроке, снятом для канала автора Михаил Нестеров.

Как снять стартер с автомобиля?

Стартер располагается на боковой части двигателя ближе к картеру сцепления. Трудоемкость снятия стартера зависит от плотности компоновки моторного отсека. На некоторых типах автомобилей демонтаж занимает до 3-4 часов.

Краткая последовательность шагов:

  1. Установить автомобиль над смотровой ямой для обеспечения доступа к нижним точкам крепления.
  2. Отключить клемму аккумулятора.
  3. Снять стальной или пластиковый лист защиты картеров двигателя и коробки передач.
  4. Иногда может требоваться демонтаж теплового экрана, защищающего узлы двигателя от нагрева теплом выпускной системы.
  5. Отвернуть нижний болт или гайку крепления стартера.
  6. Для доступа к верхнему болту возможно потребуется снятие аккумулятора с площадкой, воздуховодов двигателя или демонтировать кронштейны патрубков системы охлаждения.
  7. Отсоединить от стартера провода, клеммы которых прикручены к верхней части электродвигателя. Доступ к этим точкам может быть как сверху, так и снизу автомобиля.
  8. Выкрутить верхний болт или гайку крепления.
  9. Аккуратно вытянуть стартер с посадочного места. Для вывода узла на многоцилиндровых двигателях с V-образной схемой может потребоваться демонтаж колес, защитного локера, элементов выхлопного коллектора и опоры силового агрегата.
  10. Вынуть агрегат из моторного отсека вверх.

Каждый автомобиль имеет особенности конструкции, влияющие на трудоемкость снятия стартера. Рекомендуется выполнять демонтаж в условиях автосервиса, имеющего опыт работы и требуемый инструмент.

Ниже приведены фотографии демонтажа и разборки стартера Ниссан Альмера.

Читать еще:  Как правильно прокачать тормоза с абс видео

Как проверить втягивающее реле, обмотку, бендикс, якорь и щетки стартера на работоспособность

Стартер является неотъемлемым атрибутом любого автотранспорта. При его неисправности машину можно завести только с буксира и то при оснащенности транспорта механической коробкой. Стартер принудительно раскручивает двигатель, доводя его обороты до необходимых для самостоятельной работы ДВС.

Зачем нужен стартер и особенности его конструкции

Стартер (от анг. слова start – начинать) – обязательный агрегат для запуска двигателя, который принудительно вращает маховик коленвала до необходимых для самостоятельной работы оборотов.

Он является 4-х полюсным электромотором постоянного тока, берущим энергию от аккумулятора. Стартер необходим для запуска двигателя любого автотранспорта и получает питание от АКБ при поворачивании ключа в замке зажигания.

Основные компоненты стартера:

  • корпус – деталь из стали в форме цилиндра, в которой располагается обмотка и сердечники;
  • якорь – имеет форму оси и сделан из высокопрочной стали, в нем закреплены коллекторные пластины и обмотка;
  • втягивающее реле, подающее питание на стартер при повороте ключа в замке зажигания и выталкивающее бендикс;
  • щетки и щеткодержатели – подают необходимое напряжение на коллекторный узел якоря, повышая мощность мотора при раскручивании ДВС;
  • приводная шестеренка и бендикс (обгонная муфта).

Несмотря на огромный ассортимент электромоторов, существует всего два их вида, отличающихся наличием редуктора.

Самым современным вариантом электромагнитного мотора является редукторный, к главным преимуществам которого можно отнести возможность его работы даже при невысоком заряде аккумуляторной батареи и наличие постоянных магнитов, уменьшающих проблемы с обмоткой.

Главными недостатками такого агрегата являются низкая прочность шестерни и невозможность ремонта, что приводит в случае поломки к дорогостоящей покупке.

Стартеры, не содержащие в своей конструкции редуктора, прямо воздействуют на вращающую шестеренку.

Основными достоинствами такой разновидности стартера являются:

  • одновременное зацепления маховика с шестеренкой, позволяющее максимально быстро запустить ДВС;
  • прочность и продолжительная эксплуатация;
  • возможность самостоятельного устранения поломок и наличие необходимых запчастей практически в любом автомагазине;
  • практически не зависит от влияния электрического тока, что уменьшает возможность поломок.

К минусам безредукторных стартеров относятся:

  • трудности с запуском в большие морозы;
  • значительная масса агрегата;
  • высокие энергозатраты, приводящие в ряде случаев (при наличии неисправностей в системе запуска или иных узлах) к сильному разряду АКБ и невозможности запуска ДВС без подзарядки;
  • достаточно высокие цены на запчасти.

Основные признаки неисправности стартера

Несмотря на то, что стартер достаточно надежное устройство, но и он может сломаться. Некоторые поломки могут иметь идентичные с другими неисправностями симптомы, но все же общее в сбоях в работе электромотора есть.

Основные симптомы неисправностей в работе стартера:

Втягивающее реле не щелкает (не срабатывает) и якорь не вращается.

  • Разряженность АКБ (полная или частичная) или выход ее из строя;
  • Окисление клемм батареи и наконечников, к ней подключаемых;
  • Отошли клеммы или наконечники, подключаемые как к самому стартеру, так и к батарее;
  • Отсутствие контакта на клеммных болтах, спровоцированное обрывом проводов, соединяющих замок зажигания и стартер;
  • Замыкание, обрыв или пробивание на массу обмоток втягивающего реле.

При запуске электромотора и работоспособности втягивающего реле якорь крутится медленно или вообще не крутится.

  • Нарушен контакт на клеммных болтах втягивающего реле;
  • Высокое изнашивание щеток или их заклинивание;
  • Подгорание или перегрев коллекторных пластин;
  • Пробой обмотки статора, вызванное нарушением изоляции или межвитковое замыкание;
  • Нарушение изоляционного слоя плюсового держателя щеток;
  • Замыкание коллекторных пластин, спровоцированное нарушением изоляции;

Якорь запущенного стартера вращается, но коленвал не раскручивается.

  • Проскальзывание обгонной муфты;
  • Механическое повреждение устройства свободного хода (пружины буфера, подводкового колечка);
  • Вылетание вилки привода стартера или ее повреждение;
  • Затрудненность в передвижение привода по нарезке на якорном валу.

После запуска ДВС стартер продолжает работать.

  • Заклинивание вилки привода;
  • Повреждение пружинки включателя зажигания;
  • Заклинивание контактов втягивающего реле или привода стартера на якорном валу;
  • Повреждение или растяжение пружин, возвращающих втягивающее реле или обгонную муфту;
  • Заклинивание втягивающего реле;
  • Перекашивание электромагнитного двигателя, вызванное откручиванием креплений его к ДВС.

Повышенный шум при работе стартера.

  • Повышенный износ отдельных частей якоря (шеек и втулок);
  • Нарушение целостности корпуса стартера в месте расположения привода;
  • Механические повреждения в зубьях маховика или бендикса;
  • Недостаточно закрученные крепления электродвигателя;
  • Контакт якоря во время вращения с полюсом из-за ослабленного крепления последнего внутри агрегата.

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.

Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.

Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.

Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector