Цетан корректор. какую цетаноповышающую присадку для дизельного топлива выбрать (топ 5)

Цетан корректор. какую цетаноповышающую присадку для дизельного топлива выбрать (топ 5)

Присадки к дизтопливу: дым, жаба и флакончики

Подозрительные дизельные заправки стоит обходить стороной, но в жизни всякое бывает… Как спасти дизель, хлебнувший некачественное топливо?

ТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКТОР

Случилось: нарвались на дрянное топливо! Об этом скажет сам мотор — дымом из выпускной трубы, своей «тупостью» и нежеланием пускаться с полутыка, как было еще вчера. Причем все произойдет не сразу, ведь какое-то время после заправки мотор работает на доброкачественных остатках предыдущей кормежки. Что делать-то?

Самое лучшее — слить, вымыть и прочистить! Однако в 99% случаев это нереально — по разным причинам. Но если производители чего-то «недоложили» в свое топливо, то, может быть, сделаем это сами? Вон сколько красивых флакончиков на полке…

Дрянной соляр способен навредить малым цетановым числом, низкой смазывающей способностью и плохими низкотемпературными свойствами. Ухудшенный пуск, к примеру, может быть следствием чего угодно из перечисленного — добавим сюда же игрища с превращением летнего ДТ в зимнее путем добавления керосина. То же относится и к дымности, и к «тупости». Поэтому возьмем «каждой твари по паре»: цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные составы. Последние гордо называют себя корректорами топлива: там все обещанные радости смешаны в одном флаконе.

Все составы — разных фирм из числа наиболее известных. Цетан-корректоры: российский препарат BBF и «американец» «Цетан-плюс SMT2». Со смазывающими присадками: наш «ТОТЕК для ЕВРО-4» и французская «Энергия-3000». Антигели: американский Hi-Gear Diesel Antigel и российский «Астрохим Антигель diesel». Комплексные универсальные препараты: немецкий Liqui Moly — Super Diesel Additive и европейский Castrol TDA.

СЛОЖНАЯ ЖИДКОСТЬ

Дизель куда более своего бензинового собрата чувствителен к составу топлива. Особенности его работы таковы, что впрыск, испарение и горение идут не где-то, а прямо в цилиндре, причем времени на это отводится очень мало. Более того, если для бензинов различия по ключевым параметрам (октановое число, фракционный состав, содержание разных углеводородов и кислорода) составляют считаные проценты, то для дизельного топлива (ДТ) картина куда хуже. Недавняя плановая проверка солярки на АЗС ведущих брендов в одном большом северном городе показала, что цетановое число, важнейший параметр топлива, гуляло от 46 до 55 единиц, то есть почти на 20%! Температура перегонки 95% образцов менялась от 290 до 360 ºС! Известно: чем выше температура перегонки, тем хуже испаряется топливо, а чем ниже цетановое число, тем труднее его воспламенить. Вот вам и дым, и нежелание мотора крутиться.

Но это еще цветочки. Даже в образцах, отобранных на «суперзаправках», содержание серы лежало в диапазоне от менее чем 7 ppm до 4000 ppm и выше! Показатель смазывающей способности, так называемый диаметр пятна износа, менялся от 245 до 460 мкм. А самое смешное в том, что вся эта солярка была кондиционной! Такие у нас лукавые ГОСТы и прочие регламенты.

ГРЯЗНОЕ ДЕЛО

Для начала мы взяли топливо кондиционное, но проходящее по самой грани наших либеральных правил. Осталось только его добить — разбавить изрядным процентом керосина. В итоге цетановое число упало до 41, а вот смазывающая способность — всего до 402 мкм (что, кстати, соответствует требованиям регламента). Низкотемпературные свойства летнего ДТ с вводом керосина немного улучшились, но до настоящей зимней солярки было еще очень далеко. Температура фильтруемости составила минус 9 °С, застывания — минус 25°С. Пришло время откупорить флаконы!

Итог — в сводных таблицах. Специализированные препараты свои основные заявленные функции выполнили. Цетан-корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки — соответственно смазывающую способность, антигели улучшают низкотемпературные свойства. Универсальные корректоры тоже работоспособны, но в эффективности уступают специализированным составам по каждому параметру. Особенно это заметно на примере смазывающей способности — сравните «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly. Аналогичная картина с коррекцией низкотемпературных свойств и цетанового числа. Впрочем, «универсалы» всегда проигрывали «специалистам»! Зато они выигрывают в удобстве и простоте использования — вместо трех флаконов можно возить с собой один.

А ЧТО ПОНЯЛ ДИЗЕЛЬ?

Пробирки и мензурки — дело хорошее, но что скажет сам мотор? На те изменения, которые внесли в топливо универсальные корректоры Castrol TDA и Liqui Moly, он реально отозвался снижением расхода топлива и дымности. Кстати, в этом случае дымность — значительно более чуткий индикатор улучшения условий смесеобразования.

А вот узконаправленные составы типа «Энергии-3000» и антигелей моторных характеристик практически не улучшили. Впрочем, в описании препаратов этого и не обещали — они ведь направлены на решение лишь одной специфической проблемы. Так что все честно.

Приятно наблюдать успех отечественной автохимии. «ТОТЕК для ЕВРО-4» и смазывающую способность повысил, и про расход топлива с экологией тоже не забыл, причем сработал даже более эффективно, чем титулованные «немцы-англичане»!

Итак, все зависит от ситуации. Летом стоит держать про запас банку универсального корректора топлива и использовать его по необходимости — когда мотору стало нехорошо после заправки. Зимой ситуация сложнее! Качество топлива в холодный период года куда больше влияет и на пуск дизеля, и на его ресурс. Потому мы добавили бы в бардачок еще специализированную смазывающую присадку, которая поможет компенсировать проблемы, связанные с «керосиновым» методом получения зимнего топлива, и применяли бы ее через каждые 3–5 заправок. Антигели нужны в переходный период: осенью и в начале зимы. Мало ли случаев, когда при устойчивом минусе на улице еще распродают остатки летнего топлива! И мы лили антигель в бак каждый раз, заправляясь на неизвестных и подозрительных АЗС. Хуже от них точно не станет, а вот спасти от «прихвата» топливной системы морозной ночью они могут.

Цетановая присадка нужна в любое время года в дальних поездках. Это вблизи столиц проблем с цетановым числом мы не видели, а вот в далеком Замкадье они здорово осложняют жизнь.

Наши комментарии результатов работы с разными препаратами — в таблицах. Мы намеренно не расставляли баночки по местам — они РАЗНЫЕ, потому сравнивать их эффективность было бы просто безграмотно. Да и проверяли мы не столько составы, сколько возможности тех или иных технологий спасения топлива. Какие делать выводы, решать вам.

Итоговые таблицы открываются по клику в полный размер:

Цетан-корректор. Как сделать качественное дизтопливо?

В результате вождение такого автомобиля становится более комфортным.

Воспламенение топлива в дизельных двигателях достигается за счет тепла, создаваемого сжатием воздуха, поскольку перемещение поршня в цилиндре сопровождается уменьшением объёма цилиндра в период такта сжатия. Происходит впрыск дополнительного топлива, что гарантирует мгновенность зажигания. При задержке зажигания происходит так называемый «дизельный удар». Не допустить это негативное явление можно, повысив цетановое число топлива. Нормативные показатели дизтоплива хорошего качества – цетановое число в диапазоне значений 40…55, при низком (менее 0,5 %) содержании серы.

Способы повышения цетанового числа

Производители наращивают выпуск средней фракции дистиллята, где природное цетановое число понижено. При росте объёмов потребления и количества дизельных двигателей со сниженным уровнем выхлопа, разработка и применение эффективных цетан-корректоров для дизельного топлива весьма актуальны.

В состав цетановых корректоров входят пероксиды, а также азотсодержащие вещества – нитраты, нитриты и пр. Выбор диктуется степенью безвредности паров таких соединений, отсутствие золы при сгорании, низкой стоимостью.

Повышение цетанового числа может быть вызвано и другими факторами:

  • Строгим выполнением условий хранения дизтоплива;
  • Сохранением высокой плотности топлива при пониженных температурах;
  • Качественной фильтрацией;
  • Исключением оцинкованной стали из числа металлов, применяющихся для изготовления ёмкостей и трубопроводов под дизельное топливо.

Наиболее популярные марки цетановых корректоров

Ряд опытных владельцев дизельных автомобилей самостоятельно повышают цетановое число, добавляя к дизтопливу такие вещества как толуол, диметиловый эфир или 2-этилгексилнитрат. Последний вариант наиболее приемлем, поскольку одновременно улучшается стойкость подвижных деталей двигателя. Однако зачем рисковать, если в продаже имеется достаточное число марок специальных цетан-корректоров. Вот наиболее популярные:

  1. Diesel Cetane Boost от торговой марки Hi-Gear (США). Обеспечивает повышение цетанового числа на 4,5…5 пунктов. Выпускается в концентрированном виде, обеспечивает повышение долговечности работы двигателя. Улучшает качество зажигания дизельного топлива, максимизирует доступную мощность, улучшает запуск, сглаживает холостой ход, уменьшает дым и выбросы. Минус только один – высокая цена.
  2. AMSOIL от того же бренда. Рекомендуется для дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, а также в случаях, когда двигатель заправляется биодизелем. Не содержит спирта, повышает мощность мотора, рост цетанового числа достигает 7 пунктов.

  1. Lubrizol 8090 и Kerobrizol EHN – цетановые корректирующие присадки, которые вырабатываются германским концерном BASF. В Европе получают наивысшие оценки от пользователей, но в России встречаются редко, поскольку при холодном старте увеличивают количество двуокиси азота в выхлопных газах выше допустимых норм.
  2. Boots-Diesel-Additiv от немецкого бренда Liqui Moly. Сертифицирован у нас в стране, обладает антибактериальным и смазывающим эффектом. Судя по отзывам, ещё лучше Liqui Moly Speed Diesel Zusatz, но заказать такую присадку можно только в Интернет-магазинах.
  3. Цетан-корректор Ln2112 от торговой марки ЛАВР (Россия) – наиболее бюджетный путь повышения цетанового числа. Особенность применения – средство необходимо заливать в бак непосредственно перед заправкой.
  4. Российский препарат BBF является более дешёвым. Впрочем, свои функции он выполняет хорошо, вот только фасовка маловата (рассчитана всего на 50…55 л дизтоплива).

Свойства, особенности и применение цетаноповышающих присадок

Большое количество машин предусматривает установку дизельного двигателя. Он считается более экономичным и менее требовательным к качеству топлива, нежели бензиновые аналоги. Но проблема с горючим всё равно остаётся актуальной. Насколько бы моторы ни были всеядными, чрезмерно низкокачественный дизель вызывает проблемы в их работе. Одним из решений проблемы считается цетаноповышающая присадка. Это специальные составы, используемые для увеличения качества и характеристик солярки.

Знакомство с цетановым числом

Для начала нужно разобраться, что собой представляет цетановое число и почему оно имеет такое значение. Это аналог октанового числа, которое применимо к бензиновым моторам. Цетановым числом является характеристика или показатель воспламеняемости дизтоплива, который определяет период задержки горения образовавшейся рабочей смеси. То есть это временной промежуток от момента, когда топливо впрыскивается в цилиндр, до начала горения этой смеси. Логично предположить, что более высокое цетановое число (ЦЧ) обеспечивает меньшую задержку и гарантирует плавное горение топливной смеси.

В роли эталона для определения характеристики дизеля (солярки) используется углеводород цетан. Его также называют гексадеканом. Цетан имеет цетановое число 100, что вполне логично. Но ошибочно считать, что максимально высокие показатели ЦЧ являются наиболее приемлемыми. Каждый силовой агрегат, устанавливаемый на различные автомобили, имеет свои особенности в конструкции и устройстве. Это обязательно учитывается при подборе характеристик дизельного топлива для него. Если солярка не будет соответствовать требованиям двигателя, это спровоцирует проблемы в его работе, поломки или полный отказ.

Все двигатели рассчитаны под определённые стандарты качества солярки. Производители топлива их редко превышают. А вот качество ниже нормы встречается довольно часто на АЗС. Это вызывает необходимость самостоятельно повышать цетановое число. Для автомобилистов оптимальным решением проблемы считается использование специальных присадок.

Стандарты и показатели ЦЧ

Если в дизельном моторе автомобиля используется присадка для повышения цетанового числа в ДТ, следует внимательно относиться к выбору топлива. Не всегда высокие показатели ЦЧ идут на пользу силовому агрегату. При сгорании топлива в двигателе, когда используются два разных уровня цетанового числа, ситуация может развиваться соответствующим образом:

  1. Повышенное ЦЧ. Если показатель цетанового числа очень высокий, тогда процесс воспламенения начинается быстро. Чрезмерная скорость возгорания смеси приводит к тому, что новая порция смеси не успевает подготовиться. Она попадает в камеру, где уже горит предыдущее топливо. Выделяются продукты сгорания, начинается вытеснение кислорода. Это существенно ограничивает возможность для следующей дозировки топливной смеси сгорать в полной мере. В итоге мы получаем частичное сгорание дизеля, повышенный расход и увеличение вредных выбросов в атмосферу.
  2. Пониженное ЦЧ. Есть и обратная ситуация, наиболее распространённая у нас, когда цетановое число не дотягивает до нужной нормы. Тут уже образуются задержки воспламенения дизельного топлива. Так время горения существенно уменьшается. Одновременно растёт давление внутри камеры сгорания. Это происходит резко, что негативно влияет на состояние силового агрегата. При длительной эксплуатации автомобиля в таком режиме автовладельцы сталкиваются с износом мотора, появлению стука и шума при его работе.

На качество возгорания дизельного топлива негативно способно влиять как низкое, так и высокое цетановое число. В связи с этим обязательно при конструировании двигателей производители рассчитывают его работу под определённые стандарты качества дизтоплива. Крайне важно придерживаться установленных норм, чтобы автомобиль мог работать качественно, эффективно и надёжно, оправдывая экономичность дизельных двигателей.

Для Европы существует специальный стандарт. В соответствии с ним производители не имеют права выпускать дизельное горючее с показателем цетанового числа ниже 48 единиц. Основная масса современных машин, которые работают на дизельных двигателях, соответствуют этому стандарту. Все они разработаны под ЦЧ около 52. Технологически такое горючее создать довольно сложно. Потому у нас ситуация обстоит несколько иначе. Отечественные производства, выпускающие дизтопливо, способны создавать солярку с цетановым числом не более 48 единиц. Это обусловлено устаревшими технологиями и нежеланием переходить на более современные стандарты и решения. Для предприятий это подразумевает существенные финансовые затраты. Так что в ближайшее время не стоит ожидать каких-то серьёзных изменений в качестве отечественной солярки.

Читать еще:  Диагностика и ремонт компрессора автокондиционера своими руками

Способы повышения характеристик

Столь желанное повышение цетанового числа в дизеле на отечественных автозаправочных станциях в теории очень вероятно. Но на практике всё обстоит несколько иначе. Существует несколько основных способов, позволяющих повысить цетановое число дизеля.

  1. Высококачественное сырьё. Большую роль играет то, из чего именно производство создаёт конечный продукт в виде дизельного топлива. Но добиться этого не так легко. Основная масса отечественных компаний, которая занята в сфере нефтеперерабатывающей промышленности, просто не имеет доступа к сырью более высокого уровня качества. Отсюда и невозможность его использовать. Те, кто в теории могут его применять, отказываются от этой идеи по финансовым соображениям. Иначе бы их солярка стоила огромных денег на АЗС. Водители банально откажутся её покупать.
  2. Тщательная очистка. Чтобы очистить дистилляты, можно применить серную кислоту или селективный растворитель. С их помощью снижается уровень ароматических углеводородов, которые входят в состав дизтоплива. Но опять же, с финансовой точки зрения, это требует внушительных затрат, чтобы такими методами изменить уровень цетанового числа. Другой вариант предусматривает установку нового оборудования, разработку современных технологий. Как вы понимаете, на это готовы пойти единицы, поскольку это затраты по времени и деньгам требует полной остановки производственного процесса.
  3. Применение присадок. За счёт специальных добавок удаётся повысить воспламеняемость, улучшить эффективность сгорания топливной смеси и минимизировать вредные выбросы.

Несложно догадаться, к какому решению приходят наши производители дизтоплива. Нельзя сказать, что это плохой вариант, и от присадок лучше отказаться. Просто это единственный способ борьбы с недостаточно качественным горючим, предлагаемым нашими автозаправочными станциями.

Особенности присадок

Поскольку альтернативные методы повышения качества дизеля дорогие и сложные в реализации, самым экономически обоснованным вариантом решения сложившейся проблемы выступает использование цетаноповышающих присадок для дизельного топлива. Здесь первоочередным веществом выступает амилнитрит. Хотя есть более качественный и эффективно работающий аналог в виде алкилпероксида. Но его стоимость значительно выше, из-за чего массового распространения присадка так и не получила.

Работоспособность присадки основана на формировании свободных радикалов во время распада молекулы алкилнитрита ещё на начальных стадиях сгорания топливной смеси. С помощью этих свободных радикалов удаётся улучшить эффективность процесса воспламенения, что соответствует 2 – 3 единицам ЦЧ на каждые 0,1% присадки. Чем будет выше показатель цетанового числа исходного дизельного топлива, тем выше будет конечный показатель при использовании добавок.

Многочисленные исследования и эксперименты наглядно доказали, что цетаноповышающие присадки положительно воздействуют на 3 главные характеристики дизельного горючего. К ним относят следующие факторы:

  • потребительские;
  • экологические;
  • эксплуатационные.

Если использовать для автомобиля с дизельным двигателем цетаноповышающие присадки, это позволит:

  • снизить уровень загрязнения и засорения форсунок;
  • уменьшить показатели шума и жёсткости работы силового агрегата на дизельном топливе;
  • повысить коэффициент полезного действия мотора;
  • увеличить степень сгорания топливовоздушной смеси;
  • уменьшить количество вредных выбросов;
  • снизить образование чёрного выхлопного дыма;
  • сократить формирование и выброс белого выхлопа;
  • экономить расход топлива (в среднем удаётся достичь показателей в 5 – 10% экономии);
  • повысить уровень цетанового числа (наиболее качественные присадки в сочетании с нормальным дизтопливом увеличивают ЦЧ на 6 единиц);
  • обеспечить более спокойную, плавную и мягкую работу двигателя;
  • увеличить мощность силового агрегата;
  • снизить необходимость перехода двигателя на меньшие обороты;
  • оптимизировать процесс воспламенения топливной смеси;
  • улучшить пуск на холодную при сильных заморозках;
  • снизить расходы автовладельца на техническое обслуживание;
  • продлить общий срок службы автомобиля.

Как вы наглядно видите, у цетан-корректоров или цетаноповышающих присадок в дизельное топливо действительно есть целый ряд объективных преимуществ. Найти какие-то недостатки сложно, поскольку альтернативных решений проблемы низкого качества солярки у нас нет. Другой вопрос, требует ли ваш автомобиль топлива повышенного качества, соответствующего евростандартам.

Всё дело в том, что более старые машины вполне нормально переносят дизтопливо, которое отвечает нормам Евро 3. Потому для них не играет особой роли, насколько высокое или низкое цетановое число. Если же говорить про современные автомобили, заточенные по Евро 4 и выше, то здесь возникает острая необходимость в достижении нужного уровня цетанового числа. Иначе двигатели просто отказываются нормально работать, начинаются проблемы, поломки и прочие неприятности.

Применение

Применяться присадки могут на разных уровнях производства и реализации солярки. Потому важно учитывать, где вы заправляетесь, и о каких характеристиках заявляет реализатор или изготовитель.

  1. Нефтеперерабатывающие предприятия. Чтобы придать горючему лучшие характеристики, изначально ещё на этапе производства в изготавливаемое топливо заливают большие объёмы специальных цетан-корректоров. Такое горючее уже изначально обладает высокими показателями цетанового числа. При реализации топливо таких предприятий изначально идёт с завышенным ценником, что оправдывается дополнительными затратами предприятия на присадки.
  2. Автозаправочные станции. Ряд АЗС, реализующих дизтопливо, самостоятельно применяют соответствующие присадки цетан-корректоры. Обычно это происходит путём их добавления в резервуары для хранения. Объёмы меньше, но затраты всё равно присутствуют.
  3. Личное пользование. Есть множество производителей автомобильной химии, которые предлагают небольшие ёмкости с цетан-корректорами. Суть их применения сводится к заливке в топливный бак перед заправкой или после неё.

Автомобилисты должны самостоятельно корректировать количество и периодичность использования добавок. Хотя сами изготовители корректоров отмечают, что добавлять их в солярку лучше при каждой заправке. В действительности их следует заливать тогда, когда проявляются признаки явного дефицита цетанового числа в используемом горючем. Это видно по плохому пуску двигателя, увеличенной дымности из выхлопной трубы и пр. Наиболее актуально использовать корректоры при запланированных длительных поездках в регионы, где могут отсутствовать крупные сетевые автозаправочные станции, в качестве топлива которых вы уверены. На такие случаи обязательно держите в машине 1 – 2 флакона цетан-корректоров.

Даже на сетевых автозаправках качество предлагаемого топлива не всегда идентичное. Не забывайте о махинациях самих сотрудников АЗС, с которыми производитель бороться в принципе не может. Воровство, обман, снижение качества топлива путём его разбавки дешёвыми составами не позволяют рассчитывать на заявленное качество солярки, как и бензина. А вот сам автомобиль вам подскажет, что двигатель работает на низкоцетановом горючем, характеристики которого следует откорректировать с помощью присадки.

Ориентируйтесь на рекомендации конкретного производителя. Каждый изготовитель цетан-корректоров прилагает свою инструкцию и соответствующие советы по использованию их добавок. Там указывается количество добавок из расчёта на тот или иной объём топлива. Некоторые советуют заливать в пустой бак перед заправкой, другие добавляют присадки после заливки или при 50% заправке. Это уже индивидуальные особенности, от которых вы должны отталкиваться.

Тяжело найти АЗС, где регулярно будет предлагаться топливо одного уровня качества. Но от этого переходить на дешёвые заправки сомнительного происхождения не стоит. Применяйте цетан-корректоры по мере необходимости и следите за поведением своего дизельного двигателя.

Читать еще:  Что такое центральный замок в автомобиле: особенности, выбор, установка

Цетан корректор для солярки. Что это такое и стоит ли использовать

С приходом холодов каждый, кто ездит на дизельном автомобиле, сталкивается, или может столкнуться, с определенными проблемами. Это и затрудненный холодный пуск, жесткая работа дизеля, высокий расход солярки. Естественно, водители во всем склонны винить топливо. А один из основных показателей качества солярки — ее цетановое число. Теоретически узнать его несложно — попросил паспорт ДТ на заправке и посмотрел. Другое дело, что правду там пишут редко. Поэтому и тянется рука к присадкам, которые повышают цетановое число. Но, как известно, любая присадка не только полезна, но и вредна. Нужно ли лить в солярку присадку для повышения цетанового числа и что она из себя представляет, будем разбираться вместе.

Цетановое число дизельного топлива. Что это такое

От значения цетанового числа в солярке зависит очень многое — это и способность к воспламенению под определенным давлением, мощность и экономичность дизельного двигателя в целом. Цетановое число — это объемное процентное содержание цетана в топливе по отношению к альфаметилнафталину. В идеале за 100 единиц принято цетановое число самого цетана, в то время как цетановое число альфаметилнафталина равно нулю.

Цетановое число дизельного топлива. Как видим, тенденция к увеличению налицо

Эталонное топливо на всех европейских заправках имеет цетановое число 51, что говорит о содержании альфаметилнафталина в пределах 49%. Определить цетановое число можно только в лаборатории на специальном эталонном одноцилиндровом дизельном двигателе путем сравнения эффективности сгорания нескольких образцов солярки. До 2005 года допускалось наличие 41% цетана в дизельном топливе, но при переходе на экологический стандарт Евро3, цетановое число жестко должно соответствовать минимум 51 единице.

На что влияет цетановое число солярки

Чтобы не слишком глубоко вникать в теорию химии и физики, вспомним, что каждый дизельный двигатель имеет свои особенности. И это касается не только той или иной модели мотора, но и каждого конкретно взятого двигателя — у каждого разный пробег, разный уровень износа, разное количество нагара на форсунках и в камере сгорания, у каждого по-своему настроен ТНВД. Однако рабочий процесс у всех дизелей организван одинаково:

  • при движении поршня вверх двигатель тратит непродуктивную энергию;
  • в верхней мертвой точке происходит вспышка смеси солярки и воздуха под действием давления;
  • на такте рабочего хода поршень выполняет работу со знаком плюс.

Разницей между непродуктивной работой и продуктивной определяется эффективность, мощность дизельного двигателя. При этом учитывается количество топлива, потраченного за конкретный рабочий цикл. А расчеты выполняются как раз с учетом цетанового числа дизельного топлива.

Как влияет цетановое число на мощность

Солярка с высоким содержанием цетана воспламеняется лучше, следовательно, сокращается время от начала впрыска до воспламенения топлива. Это хорошо, поскольку эластичность двигателя растет. В этом случае двигатель при тех же настройках топливной аппаратуры будет работать мягче. Но. При этом сгорание дизтоплива начнется раньше, что приводит к незначительному увеличению расхода топлива, уменьшению мощности и повышению температуры отработанных газов. Это в свою очередь приводит к более дымному выхлопу, увеличению времени сгорания топлива.

Если же количество цетана в топливе гораздо ниже нормы, мы будем наблюдать обратную картину — топливо воспламеняется с задержкой, расходуется в больших количествах, фаза быстрого сгорания увеличивается и жесткость работы мотора растет. Не слишком, поскольку жесткость немного компенсируется более поздним моментом зажигания. В этом случае неизбежны проблемы с пуском, высокий расход топлива, падение мощности.

Что влияет на процесс горения дизельного топлива

Следовательно, на работу двигателя, как мы уже убедились, влияет не только и не столько цетановое число солярки, как масса факторов, индивидуальных для каждого мотора:

  1. Уровень износа поршней, колец, гильзы.
  2. Количество нагара на стенках камеры сгорания.
  3. Чистота и настройка форсунок.
  4. Настройка и уровень износа газораспределительного механизма.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на рабочее давление в камере сгорания конкретного цилиндра, а это в свою очередь, определяет то самое соотношение положительной и отрицательной работы поршня, о которой мы говорили выше. При этом не имеет никакого значения, какого года выпуска дизель, какая установлена система впрыска — мотор рассчитан на определенное значение цетанового числа в топливе, которое должно быть указано в техдокументации для каждого мотора.

Цетан корректоры. Что это такое

Специальные присадки для солярки, повышающее цетановое число в топливе, называют цетан корректорами. Впрочем, было бы наивно думать, что производители автохимии поднимают своими составами только цетановое число. Во-первых, не каждому двигателю это пойдет на пользу, во-вторых в некоторых ситуациях никаким цетаном ситуацию исправить не получится. Поэтому стандартный цетан корректор, который можно купить в любом магазине, имеет ряд дополнительных присадок:

  • антигелевые присадки;
  • составы, улучшающие воспламенение при минусовых температурах;
  • чистящие и промывающие присадки.

На этикетках цетан-корректоров практически никогда не указывают состав

Весь этот коктейль, конечно, повлияет на работу двигателя. Правда, насколько будет эффективен цетан корректор, установить едва ли удастся. Дело в том, что на качество холодного пуска, на мягкость работы двигателя, мощность и расход топлива влияет не столько цетановое число, сколько состояние мотора, о чем мы уже говорили выше. Хороший пуск, к примеру, может быть вызван присадкой для улучшения воспламенения, а это не самый полезный ингридиент в составе солярке для дизеля. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов моющие присадки, которые обязательно есть в каждом из составов — они могут промыть ТНВД, форсунки, рампу и даже снизить количество нагара в камере сгорания (на днище поршня, клапанах и головке блока).

Итоги подведем. Цетан корректор: лить или не лить

Мы уже выяснили, что для каждого конкретного мотора существует цетановое число, при котором мощность, расход топлива, способность к холодному пуску, мягкость работы дизеля оптимальны.

С другой стороны, особого вреда для дизельного двигателя при однократном использовании цетан корректора пока не обнаружено. Отзывы пользователей говорят о том, что в ряде случаев повышалась мощность, динамика, незначительно уменьшался расход топлива и улучшался холодный пуск. Да и цена цетан корректора (от 120 до 350 гривен за 250-300 мл), учитывая дозировку, вписывается в пределы разумного. И все же в постоянном использовании присадки никакой необходимости нет. Здесь дело, скорее, в качестве компонентов присадок, которые могут быть несовместимы.

В том же случае, если пришлось заправиться откровенно некачественной соляркой, то от однократного использования присадки вред едва ли будет ощутим. Поэтому оптимальный вариант — заправка только на проверенных АЗС с гарантированным качеством топлива. Тогда не придется подвергать дизель передозировке подозрительных присадок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector