Как узнать, где можно безвозмездно отремонтировать машину

Как узнать, где можно безвозмездно отремонтировать машину

Ремонт по гарантии: советы адвоката

Гарантия — особая тема. Права и обязанности сторон в рамках этого спорного вопроса разъясняет адвокат.

Под присмотром

Гарантийные обязательства подразумевают безвозмездное устранение недостатков, ставших следствием дефекта материала, изготовления или сборки. Способ ремонта выбирает сам уполномоченный сервис (иногда — по согласованию с изготовителем либо импортером автомобиля). Влиять на процесс владелец не может — он вправе потребовать лишь соблюдения установленных законом сроков.

Тот же закон разрешает присутствовать не только в зоне приемки или комнате отдыха, но и в производственных помещениях. Взамен от автомобилиста требуется соблюдение правил техники безопасности. Не исключено, что придется прослушать лекцию и расписаться в журнале. Но в любом случае — не хватайтесь за инструменты и не лезьте под руку.

Комментировать процесс ремонта работники сервиса не обязаны — отчет о проделанных операциях прочитаете в заказ-наряде. Фото- и видеосъемка не возбраняются, важно лишь не увековечивать персонал без его согласия. Если что-то пошло не так, имеете право остановить работы и потребовать выдачи автомобиля в любом состоянии и виде, так как он — ваша собственность. Сервису останется лишь получить подтверждение требования в виде подписи владельца.

Факт гарантийного ремонта нужно засвидетельствовать письменно. Это может быть заверенный экземпляр заказ-наряда, заверенная запись в сервисной книжке и даже письменная справка произвольной формы, но с указанием того, какой ремонт, кем и в какие сроки был выполнен.

Служебный роман

А как быть, когда срок заводской гарантии (к примеру, три года или 100 000 км) истек? Бытует мнение, что с окончанием гарантии про обязательства производителя можно забыть — сервис владельцу уже ничего не должен. Это не так, поскольку закон устанавливает еще и срок службы товара: 10 лет, если изготовитель не указал иного. Правда, существует специфическое «автомобильное» ограничение. Так как исчисление сроков гарантии и службы автомобиля двойное — по времени и по пробегу, то при заполнении всех граф сервисной книжки отметками о плановых ТО служба автомобиля заканчивается уже по пробегу, независимо от его возраста.

Так вот, по окончании гарантии дилер и впрямь не обязан бесплатно ремонтировать авто. Однако при разрушении по производственным причинам основных узлов и деталей автомобиля (цилиндро-поршневая группа, блок двигателя, коленвал, картер, валы КП и т. п.) или, как их еще называют эксперты, деталей гарантированной прочности ремонтировать агрегат безвозмездно ему все же придется.

Ответственность дилера в отношении деталей гарантированной прочности длится до 10 лет

Второй вариант такого ремонта — если вышедший из строя из-за поломки детали узел или агрегат непригоден для ремонта, то есть его невозможно восстановить установкой запчасти или ремкомплекта. Яркий пример — разрушение блока цилиндров двигателя оборвавшимся шатуном. Тут без замены блока или двигателя в сборе никак не обойтись, а что именно менять — зависит от технологии ремонта, установленной изготовителем. Правда, прежде всего дилер убедится, что во время и по окончании гарантийного срока владелец неукоснительно соблюдал требования сервисной программы (проводил все предписанные ТО). В противном случае ему укажут на нарушение правил эксплуатации.

Если ваши проблемы не встретили должного понимания, ремонтируйте авто за свой счет. Только обязательно сохраните документы об оплате и все замененные детали — они вам понадобятся для доказывания своих прав, поскольку в послегарантийный период эта обязанность переходит от обязанного лица к потребителю. Подтвердив, что устраненный дефект возник в детали гарантированной прочности по производственным причинам в пределах срока службы автомобиля, вы можете претендовать на возмещение расходов.

Есть и другой путь — письменно потребовать безвозмездного ремонта и ждать истечения 20-дневного срока. После его окончания сервис окажется в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Отказ в безвозмездном ремонте в этом случае порождает право требовать замены автомобиля на новый или возврата денег, уплаченных за него, — так же, как и в гарантийный период.

Так законодатель решил стимулировать обязанных лиц.

Месяц-полтора

Предельные сроки устранения гарантийных неисправностей: до 45 дней после обращения в сервис по единичному случаю, даже если автомобиль оставался на ходу и у владельца (речь о том, без чего можно эксплуатировать авто, — о подогреве сидений, аудиосистеме, кондиционере/климат-контроле). Либо 30 и более дней при невозможности использования — по совокупности нескольких различных неисправностей в течение каждого года гарантийного срока. За превышение предельных сроков законом установлены суровые санкции: право потребителя потребовать обмена товара на новый либо возврата уплаченных за него денег.

Продленка

Многие импортеры и изготовители практикуют заключение через дилеров платных послегарантийных контрактов, именуемых в просторечии «продленной гарантией». На самом деле это уже не гарантия, как бы ее ни называли.

Разница в том, что гарантийные обязательства обезличены (то есть переходят автоматически к новому владельцу при продаже), публичны, обязательны по закону и безвозмездны, а договор, о котором идет речь, — индивидуальный, поскольку заключен конкретным лицом с использованием его персональных данных, в отношении конкретного автомобиля, не обязателен по закону и оплачивается автовладельцем. Все отношения сторон строятся согласно его условиям. Чтобы принять правильное решение, внимательно их изучите.

По сути своей система сильно напоминает страхование, так как из взносов по таким договорам образуется некое подобие страхового фонда, который расходуют на покрытие стоимости ремонта. Не сломается ничего в период действия договора — деньги не возвращаются. Впрочем, сумма, как правило, невелика: достаточно заменить неисправный генератор или стартер, чтобы с лихвой оправдать стоимость дополнительного контракта. Не останется внакладе и контрагент: рентабельность процесса была просчитана с использованием статистических данных изготовителя задолго до подписания первого договора.

Как получить подменный автомобиль на время ремонта

Многие автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда авто нуждается в ремонте во время действия гарантии. В таком случае, ремонтом транспортного средства занимается продавец – автосалон.

В зависимости от выявленных неисправностей, ремонт автомобиля может растянуться на несколько недель. К примеру, проблемы могут возникнуть в скорости поставки в автомастерскую необходимых деталей транспорта.

Если ремонт авто затягивается на несколько дней, у собственника возникает резонный вопрос «можно ли получить подменный автомобиль на время ремонта по гарантии». Как правило, условие о возможности предоставления подменного транспорта на время ремонта прописано в договоре.

Однако если документ, заключенный между собственником транспорта и автосалоном, не содержит никаких сведений о порядке предоставления подменного автомобиля, регулирование вопроса осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

Что сказано в законодательстве

Любые правоотношения регулируются законодательством, и отношения, возникающие во время ремонта автомобиля, не исключение.

Закон «О защите прав потребителей» содержит требование о том, что в отношении товара длительного пользования, уполномоченная организация должна представить покупателю на время ремонта аналогичный товар длительного пользования на время ремонта.

Предоставление товара должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента предъявления потребителем такого требования. Доставка товара до покупателя осуществляется за счет средств уполномоченной организации.

Читать еще:  Регулировка клапанов ваз 2107: как отрегулировать клапана

Предоставляемый на период ремонта товар должен обладать теми же потребительскими свойствами. Следовательно, можно сделать вывод, что автосалон должен предоставить клиенту подменный автомобиль на время ремонта авто покупателя.

Однако по закону дилер не обязан предоставлять своему клиенту подменный автомобиль.

Дело в том, что закон «О защите прав потребителей» имеет сноску, где указано, что перечень товаров, на которые не распространяется требование о замене, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В указанном перечне есть легковые автомобили. Именно по этой причине автосалоны не обязаны предоставлять своим клиентам подменное авто на время ремонта. Следовательно, получить автомобиль во временное пользование можно только в том случае, когда дилер самостоятельно изъявит такое желание.

Когда автосалон предоставляет подменное авто клиенту

Вопрос о предоставлении клиенту подменного авто на время ремонта решает руководство автосалона. Машина может быть выдана в нескольких случаях:

  1. Покупатель дорог салону и руководству.
  2. Клиент – постоянный вип-покупатель.
  3. Покупатель приобрел дорогой автомобиль.
  4. Руководство автосалона и клиент находятся в близких или родственных отношениях.
  5. Автомобиль выдается за деньги.

Условия для предоставления подменной машины

Как правило, автосалоны предлагают своим клиентам воспользоваться подменным автомобилем на время ремонта их транспортного средства на платной основе.

Помимо этого, дилер предъявляет своему клиенту целый перечень требований и условий, которым он должен соответствовать, чтобы получить право на временное пользование подменным автомобилем.

Чаще всего подменное авто предоставляется на одни сутки, если водитель сможет доказать, что ему действительно нужен автомобиль. Если же автомобилисту потребуется машина на более продолжительный промежуток времени, он будет предоставлен уже на платной основе.

Автомобилист, желающий получить подменный транспорт, должен выполнить несколько условий:

  1. Транспортное средство должно находиться на гарантии.
  2. Авто должно быть признано негодным к дальнейшей эксплуатации, так как это может стать причиной повреждений транспортного средства и его владельца.
  3. Срок устранения дефектов не должен превышать максимальный срок, предусмотренный в законодательстве (в противном случае автосалон будет должен предоставить авто без каких-либо условий или выплачивать неустойку).
  4. При обращении водителя в вышестоящие инстанции, он должен знать о том, какие установлены максимальные сроки проведения ремонта, сумму неустойки и размер санкций за нарушение требований о сроке.
  5. Если автомобилист желает обратиться в компетентные органы и потребовать, чтобы дилер предоставил подменный автомобиль, предварительно необходимо уведомить об этом руководство автосалона. Как правило, такие вопросы решаются на месте, и у собственника авто отпадает необходимость обращаться в государственные учреждения для решения своих проблем.
  6. Гарантийный ремонт автомобиля должен проводиться в том же автосалоне, где он был приобретен.

Большинство автосалонов оговаривают именно эти условия. При получении авто во временное пользование, собственник должен поинтересоваться о цене, условиях предоставления транспортного средства, а также последствиями, которые могут возникнуть после дорожно-транспортного происшествия.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

Расходы по эксплуатации автомобиля, полученного в безвозмездное пользование

Договор безвозмездного пользования имуществом является одним из типов хозяйственных договоров, широко используемых в деятельности предприятий. В то же время этот договор имеет ряд особенностей и вызывает много вопросов у бухгалтеров, а именно: правомерно ли уменьшение полученных организацией доходов на сумму расходов по эксплуатации такого автомобиля?

Договор безвозмездного пользования имуществом является одним из типов хозяйственных договоров, широко используемых в деятельности предприятий. В то же время этот договор имеет ряд особенностей и вызывает много вопросов у бухгалтеров, а именно правомерно ли уменьшение полученных организацией доходов на сумму расходов по эксплуатации такого автомобиля. Об этом и пойдет речь в настоящей статье .

Правовое регулирование безвозмездного пользования имуществом

Право собственности на переданное в безвозмездное пользование имущество сохраняется за прежним собственником.

Сторонами данного договорного правоотношения могут выступать юридические и физические лица, в том числе и зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При этом необходимо иметь в виду, что п. 2 ст. 690 ГК устанавливает ограничение, которое выражается в том, что коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся ее учредителями, руководителями либо членами органов управления и контроля. Обратная ситуация законодательством не запрещена.

Договор безвозмездного пользования, одной из сторон в котором выступает юридическое лицо, должен быть оформлен в письменной форме (ст. 690 ГК РФ) .

Существенными условиями договора являются данные об имуществе, предоставляемом в безвозмездное пользование, и срок пользования. Если условия договора не содержат данных об имуществе, позволяющих его однозначно идентифицировать, то даже подписанный сторонами договор не будет считаться заключенным.

Особенности применения договора безвозмездного пользования

Однако многие организации готовы оспорить мнение налоговиков, используя следующие аргументы.

В налогооблагаемые доходы нужно включать только те доходы, которые четко сформулированы в гл. 25 НК . А НК РФ для целей налогообложения не дает своего определения имущественных прав. Нет четкого определения этого термина и в ГК . Поэтому непонятно, с чего надо платить налог. И то, что предоставление имущества в безвозмездное пользование — это услуга, также не установлено ни Гражданским, ни Налоговым кодексами.

Так что у организации, получившей имущество в безвозмездное пользование, налоговая база по налогу на прибыль не формируется. И если организации придется защищаться в суде, то можно использовать в качестве дополнительного аргумента норму п. 7 ст. 3 НК , где указано, что все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Отсюда вывод: получив автомобиль в безвозмездное пользование, организация должна определить свою позицию в отношении налогообложения операции:

— либо уплачивать налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК) ;

— либо не уплачивать налог, но при этом отстаивать свои интересы в суде.

Бухгалтерский учет имущества, принятого в безвозмездное пользование

Итак, договор о безвозмездном пользовании автомобилем заключен. Как уже было сказано, в договоре необходимо подробно описать автомобиль, указать его регистрационный номер и номер двигателя, кузова, марку, год выпуска и т. п. (данные из техпаспорта). Необходимо также указать стоимость автомобиля, согласованную сторонами договора. Тогда будет определена сумма, которая должна учитываться за балансом, и определен размер ответственности ссудополучателя в случае аварии автомобиля, в результате которой автомобиль будет нельзя восстановить (эту сумму необходимо будет вернуть ссудодателю).

Документами, подтверждающими совершение данной хозяйственной операции, является акт приема-передачи основного средства. Поскольку форма акта не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, стороны договора вправе ее разработать самостоятельно, но она должна содержать обязательные реквизиты согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

В бухгалтерском учете полученное в безвозмездное пользование автотранспортное средство отражается по дебету забалансового счета 001 «Арендованное имущество» (лучше открыть свой субсчет «основные средства, полученные в безвозмездное пользование») по стоимости оцененного в договоре автомобиля ( п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств [1] ). Эта проводка делается в день, когда будет подписан акт приема-передачи арендованного автомобиля.

Читать еще:  Какой ремень грм лучше: выбираем фирму-производителя

Бухгалтерский и налоговый учет расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля, полученного в безвозмездное пользование

Обычно затраты по содержанию полученного в безвозмездное пользование автомобиля несет ссудополучатель. Об этом же говорится в ст. 695 ГК . Ведь имущество нужно будет вернуть владельцу в том же состоянии, в котором оно было получено, разумеется, с учетом нормального износа ( п. 1 ст. 689 ГК РФ ). Налоговым кодексом не установлено каких-либо ограничений по поводу признания затрат, связанных с эксплуатацией автомобиля, полученного в безвозмездное пользование. Важно только, чтобы автомобиль использовался в производственных целях, затраты были документально подтверждены и экономически обоснованны ( ст. 252 НК РФ ). Тогда такие затраты могут быть включены в состав расходов по обычным видам деятельности ( ст. 253–254 НК ), уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Рассмотрим подробнее, какие расходы на автотранспорт, полученный в безвозмездное пользование, несет организация.

Расходы на горюче-смазочные материалы

Совсем по-другому обстоит дело с НДС, уплаченным при покупке бензина за наличные. Ведь в этом случае покупатель имеет только чек АЗС, а счет-фактуру в таких случаях автозаправочная станция не выдает ( п. 7 ст. 168 НК ). И если в чеке АЗС просто стоит сумма и не указано, что в ней есть НДС, то ее всю включают в расходы при расчете налога на прибыль. Если же в чеке АЗС есть информация о том, что НДС включен в продажную цену, то всю сумму ГСМ нельзя принять в налоговые расходы.

В бухгалтерском учете купленное топливо нужно отразить по цене, которая указана в кассовом чеке? независимо от того, включен НДС в эту цену или нет (п. 147 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ [3] ) .

В налоговом учете сумма не принятого к вычету НДС на основании п. 1 и 2 ст. 170 не может быть учтена в уменьшение расходов, в том числе в составе стоимости материальных ценностей. В таких случаях суммы НДС должны быть учтены за счет собственных средств налогоплательщика.

Однако указанная ситуация не прописана четко в НК и по сути является спорной. Поэтому организациям будет интересно узнать, что летом текущего года появились судебные дела, в решениях которых сделан вывод о возможности зачета НДС на основании только чека АЗС (конечно, если продавец ГСМ не освобожден от уплаты НДС) (см. постановления ФАС Уральского округа от 08.07.03 по делу № Ф09-1961/03-АК и от 10.07.03 по делу № Ф09-1990/03-АК). Если Налоговый кодекс не предполагает выдачу счета-фактуры и расчетного документа с выделенной суммой налога ( п. 6, 7 ст. 168 НК ), налоговые органы не вправе требовать у налогоплательщика представления таких документов и подтверждения права на вычет (см. также постановление от 14.07.03 № 12-П Конституционного суда, где указано, что нормы налогового законодательства должны соотноситься с нормами гражданского законодательства).

Списание ГСМ в затраты происходит на основании первичных учетных документов, заполненных в соответствии с законодательством РФ ( п. 1, 9 Закона № 129ФЗ [4] ). Такими документами являются путевые листы, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, марка и государственный номер автомобиля, время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра до и после возвращения, остаток топлива в баке на начало и конец дня, расход топлива, а также маршрут следования. Неполностью (неправильно) оформленные путевые листы могут привести к разногласиям с налоговыми органами по поводу обоснованности затрат.

В налоговом учете ГСМ на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК включаются в материальные расходы. При этом Налоговый кодекс не ограничивает суммы, которые предприятие может потратить на топливо и смазочные материалы ( пп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 254 НК ). Однако ст. 252 НК требует, чтобы все расходы были экономически оправданными. Поэтому предприятию следует самостоятельно рассчитать нормы расхода ГСМ. Сделать это можно на основании «Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» [5] , которые Минтранс России утвердил 29 апреля 2003 года.

Расходы на ремонт автотранспортного средства

В налоговом учете согласно п. 1 и 2 ст. 260 НК расходы на ремонт арендованного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Однако необходимо обратить внимание, что статья 260 НК позволяет учесть расходы на ремонт арендованных амортизируемых основных средств. Поэтому если собственником автомобиля (ссудодателем) является физическое лицо или организация на «упрощенке» или «вмененке», то такой автомобиль не относится к амортизируемому имуществу. Поэтому предприятие, получившее в безвозмездное пользование автомобиль, в подобных случаях не сможет учесть расходы на ремонт по ст. 260 НК и отразить их в декларации по строке 080 Приложения 2 к Листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией», а должно их учесть как «прочие расходы» ( пп. 49 п. 1 ст. 264 НК ). Расходы на ремонт, не относящиеся к амортизируемому имуществу и учтенные по строке 264, отражаются в том же Приложении декларации по налогу на прибыль, только по строке 170.

В бухгалтерском учете средства, потраченные на ремонт, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности ( п. 7 ПБУ 10/99 [7] ). Но можно эти затраты собирать на формируемый «ремонтный фонд» по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» или на счете 97 «Расходы будущих периодов» (в зависимости от выбранного способа, зафиксированного в учетной политике).

Расходы на ремонт автомобиля, полученного в безвозмездное пользование, отражаются следующими записями:

Содержание

Дебет

Кредит

Отражены расходы по ремонту, выполненному сторонней организацией (без НДС)

Отражены расходы по неравномерно производимому ремонту в течение года

Отражены расходы по ремонту за счет создаваемого в организации резерва расходов на ремонт

НДС с работ, выполненных сторонними организациями

Отражены расходы на ремонт, выполненные хозспособом

Отражены расходы на ремонт, выполненные хозспособом, за счет созданного в организации резерва предстоящих расходов

Отнесены расходы на ремонт, выполненные хозспособом, на расходы будущих периодов

Содержание операций

Дебет

Кредит

Отражены расходы на ремонт

Учтен НДС

Перечислены деньги за ремонт

Предъявлен к вычету входной НДС

Отражено налоговое обязательство

Списаны частично расходы на ремонт

Затраты на страхование транспортного средства

Поэтому, получая в пользование автомобиль, организация должна учесть наличие (или отсутствие) страховки автогражданской ответственности транспортного средства, предусмотреть (в случае необходимости) возможные дополнительные расходы и зафиксировать в договоре безвозмездного пользования, за чей счет они будут осуществлены.

Также сторона, выступающая в роли ссудополучателя (пользователя автомобилем), вправе самостоятельно или по требованию ссудодателя (собственника автомобиля) застраховать полученное имущество для обеспечения возмещения его стоимости (части стоимости) при наступлении неблагоприятных страховых случаев. Такой вид страхования называется добровольным страхованием, и это также необходимо внести в договор безвозмездного пользования автомобилем.

Читать еще:  Какое масло в рено каптур 1.6

Таким образом, если договором будет оговорено, что расходы на страхование несет ссудополучатель, то организации необходимо иметь в виду, что в бухгалтерском учете взносы на обязательное и добровольное страхование автомобиля относятся к расходам по обычным видам деятельности в составе прочих затрат ( п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99 ). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от оплаты. Поскольку страховая премия уплачивается единовременно, то изначально расходы на страхование отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в дальнейшем будут списываться на расходы организации постепенно в течение срока действия договора ( п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ).

Авто от «физика» в безвозмездное пользование: про налоги и не только

К нам в редакцию неоднократно поступали вопросы, касающиеся получения фирмой автомобиля от физического лица (к примеру, своего учредителя) в безвозмездное пользование. В основном — по поводу его документального оформления и налоговых последствий.

Мы обобщили ваши вопросы и наши ответы и предлагаем вашему вниманию эту статью.

Документы

Безвозмездное получение в пользование от физического лица автотранспорта оформляется:

  • договором ссуды (безвозмездного пользования), в котором обязательно должны быть прописаны основные характеристики передаваемого автомобил я ст. 689, п. 3 ст. 607, п. 1 ст. 161 ГК РФ (к примеру, марка, модель, год выпуска, госномер);

Совет

Также в договоре целесообразно указать оценочную стоимость передаваемого автомобиля. Это может пригодиться в случае, когда машине будет причинен какой-нибудь ущерб. Кроме того, такая стоимость нужна для бухучета: по ней вы учтете машину за балансом.

  • актом приемки-передачи автомобиля, составленным в произвольной форм е статьи 693 ГК РФ . В нем нужно указать, когда передан автомобиль и в каком состоянии.

Будет ли налоговый доход?

Да, это доход в виде полученного права пользования автомобилем (имущественного права). Он включается в состав внереализационных доходов. Оценивается такой доход исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, подтвержденных документальн о ст. 40, п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98; Письмо Минфина России от 19.04.2010 № 03-03-06/4/43 .

Поэтому в зависимости от применяемого режима налогообложения компании должны увеличивать на этот доход налогооблагаемую базу:

  • по налогу на прибыль;
  • по «упрощенному» налогу.

Некоторые организации-ссудополучатели думают, что они могут не учитывать этот доход, если автомобиль получен от участника, владеющего более 50% уставного капитал а подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ . Но это не так. Указанная льгота касается только имущества. На имущественные права она не распространяетс я п. 2 ст. 38 НК РФ .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Несмотря на то что машина получена в безвозмездное пользование, раскошелиться в пользу бюджета все равно придется.

Не получится воспользоваться и льготой, по которой от налогообложения освобождаются имущество и имущественные права, переданные организации ее участникам и подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ . Потому что в результате такой передачи должны увеличиваться чистые активы компании. В свою очередь, они увеличиваются, если имущество (имущественные права) ставится на баланс. А как мы уже упоминали, полученный в безвозмездное пользование автомобиль учитывается за балансом.

Признавать доход нужно в течение всего периода безвозмездного пользовани я п. 1 ст. 271, подп. 3 п. 4 ст. 271, ст. 285, п. 1 ст. 346.17, ст. 346.19 НК РФ на конец отчетного (налогового) периода:

  • организациям на ОСНО — ежеквартально или ежемесячно;
  • упрощенцам — ежеквартально. Это нам подтвердили и в ФНС России.

Из авторитетных источников

“ Организация-упрощенец, получившая от физического лица в безвозмездное пользование автомобиль, учитывает в целях налогообложения внереализационные доходы ежемесячно или ежеквартально, исходя из рыночной цены аренды автомобиля, с учетом положений ст. 40 НК РФ ” .

А что же с учетом дохода от безвозмездного пользования имуществом у вмененщиков?

По мнению Минфина и налоговой службы, если организация, применяющая ЕНВД, использует безвозмездно полученное имущество только во «вмененной» деятельности, то доход в виде полученного имущественного права тоже относится к вмененк е Письмо Минфина России от 28.01.2009 № 03-11-09/22; Письмо ФНС России от 12.01.2011 № КЕ-4-3/87@ . То есть уплачивать с него налог на прибыль («упрощенный» налог) не надо.

Налоговые расходы

Все расходы на содержание полученного имущества, в том числе расходы на текущий и капитальный ремонт, возлагаются на вас (ссудополучателя ) ст. 695 ГК РФ . Поэтому в составе расходов можно учесть затраты на ГСМ, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание, страховк у п. 1 ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 2 п. 1 ст. 254, подп. 5, 7, 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 № 20-12/121663 . Суммы НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, связанным с эксплуатацией машины, можно предъявить к вычету в общем порядк е п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ .

Бухучет

В бухгалтерском учете безвозмездное пользование машиной к возникновению доходов не приводит. Поэтому одновременно с признанием дохода в налоговом учете вам нужно отражать в бухучете постоянное налоговое обязательств о пп. 4, 7 ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н в сумме, равной 20% доход а п. 1 ст. 284 НК РФ . Расходы в бухучете признаются в обычном порядке.

Как мы уже сказали, полученный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по оценочной стоимости, указанной в договоре.

Какие налоги платить не придется

Все «ненужные» налоги мы свели в таблицу.

Вид налога Пояснения
Налог на имущество организаций Объектом налогообложения признается лишь имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средст в п. 1 ст. 374 НК РФ . А наш автомобиль учитывается за балансом
Транспортный налог Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых автомобили зарегистрирован ы ст. 357 НК РФ . Поэтому налог будет платить гражданин, передавший машину в ссуд у Постановление ФАС СКО от 14.06.2011 № А32-16277/2010
НДФЛ Договор ссуды не предполагает никаких выплат в пользу физического лица, передавшего автомобиль. Поэтому объекта для начисления НДФЛ просто не т статьи 208, 209, п. 1 ст. 210 НК РФ , так же как и объекта обложения страховыми взносам и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС

Практически все сказанное выше справедливо не только для автомобиля, но и для другого имущества, полученного в безвозмездное пользование.

Учтите, что проверяющие очень подозрительно относятся ко всему «безвозмездному». Поэтому нельзя давать им ни малейшего шанса к чему-нибудь прицепиться. Обязательно включайте в налогооблагаемую базу хотя бы небольшой доход от безвозмездного пользования имуществом, подтвердив при этом рыночную стоимость сделки. Например, распечатками с сайтов бесплатных объявлений с ценами на аренду подобных автомобилей или выдержками из прейскурантов фирм по прокату машин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector